Страницы

19 янв. 2012 г.

Комплекс мер

Настоящий Комплекс мер по модернизации системы общего образования Калужской области в 2012 году разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 № 436 «О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1176) с целью организации работы по модернизации системы общего образования Калужской области и содержит перечень основных мероприятий, предложений по их реализации в 2012 году.

I. Текущее состояние системы общего образования Калужской области

Современная региональная политика в сфере общего образования базируется на ведущих принципах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», мероприятиях Плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 05.12.2011 № 2180-р). Ее целью является обеспечение современного качества образования, соответствующего актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Региональная политика направлена на решение следующих задач:
- активизация инновационных процессов в школьном образовании;
- обеспечение открытости школьного образования путем развития общественно-государственной системы управления современной школой;
- повышение имиджа школьного образования, его значимости, важности профессии учителя, педагога;
- поддержка одаренных и талантливых детей;
- создание условий для достижения современного качества образования.
Сильное влияние на развитие модернизационных процессов в региональной системе общего образования оказало участие в мероприятиях приоритетного национального проекта «Образование» (далее – ПНПО) и комплексного проекта модернизации образования (далее – КПМО) (2006-2010гг.) В ходе реализации мероприятий ПНПО и КПМО в Калужской области достигнуты следующие результаты:
1. Введена отраслевая система оплаты труда педагогов общеобразовательных учреждений (с 01.09.2008), основанная на следующих принципах:
- доведение бюджетных средств до образовательных учреждений в соответствии с нормативами финансирования;
- разделение фонда оплаты труда работников образовательного учреждения на базовую и стимулирующую части;
- распределение стимулирующей части фонда оплаты труда с учетом мнения органов, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждение, и выборного профсоюзного или иного представительного органа работников образовательного учреждения;
- расширение самостоятельности школ в распоряжении финансовыми ресурсами.
В основу нормативных правовых актов Калужской области о введении новой системы оплаты труда была положена модельная методика, предложенная Министерством образования и науки Российской Федерации. Основными целями ее введения являлись повышение заработной платы учителей, ликвидация уравнительных подходов к оплате труда педагогов, повышение стимулирующих функций оплаты труда.
2. Осуществлен переход на нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений (с 2008 года).
3. Заложены основы системы общественно-государственного управления системой общего образования.
4. Начата работа по созданию региональной системы оценки качества общего образования.
5. Проведена основная работа по реструктуризации и оптимизации сети общеобразовательных учреждений области.
6. Сформирована система поддержки лучших общеобразовательных учреждений, школьных учителей, талантливых и одаренных детей и молодежи.
7. Заложены основы внедрения различных форм публичной отчетности общеобразовательных учреждений.
В процессе институциональных преобразований в системе общего образования Калужской области был достигнут ряд системных эффектов и результатов, направленных на создание прозрачной, ориентированной на результат системы финансирования и управления.
Переход на новую систему оплаты труда привел к существенному росту номинального значения средней заработной платы учителей. В 2007 году средняя заработная плата учителей в Калужской области составляла 8 461 руб., в 2008 году – 11420 руб., в 2009 г. – 11599,2 руб., а в 2010 г. – 14022 руб. Новая система оплаты труда позволила применять более гибкие подходы как к установлению базовой ставки (оклада) учителя, так и к распределению стимулирующих выплат. Она в большей степени учитывает особенности образовательной программы школы, личный вклад педагога в развитие учреждения, применение им инновационных методов обучения, объемы и качество внеурочной деятельности учителя и т.д. Возможность самостоятельно распределять финансовые средства, доведенные до школы в соответствии с нормативами финансирования, позволила руководителю учреждения совместно с коллективом, профсоюзными и общественными организациями наиболее грамотно поощрять тех работников, чей вклад в достижения школы и другие успехи обучающихся наиболее значим. На оплату труда педагогического и учебно-вспомогательного персонала (причем, только по основной должности) направляется не менее 70 % от всего объема стимулирующего фонда оплаты труда работников учреждения.
Наиболее значимым эффектом введения новой системы оплаты труда в общем образовании стала дифференциация в уровнях оплаты труда учителей в зависимости от качества их труда.
Применение нормативного принципа бюджетного финансирования создало возможность объективного и прозрачного доведения финансовых ресурсов до общеобразовательных учреждений. Таким образом, они ставятся в равные финансовые условия, зависящие, прежде всего, от числа обучающихся.
Нормативы финансирования устанавливаются Законом Калужской области и ежегодно индексируются в зависимости от сценарных условий, принятых при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Общее число нормативов – 39, их размер варьируется в зависимости от места нахождения школы (город/село), ступени общего образования, типов и видов учреждений, классов и ряда других факторов. Переход на нормативно-подушевое финансирование также позволил существенно увеличить объемы субвенции областного бюджета, направляемые на реализацию программ общего и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях области, способствовал активному развитию процессов оптимизации сети муниципальных общеобразовательных учреждений, а также структуры и штатной численности их работников. Количество муниципальных учреждений общего образования в области сократилось с 494 (2005/2006 учебный год) до 376 (2010/2011 учебный год). Наиболее активно процесс оптимизации сети школ протекал в сельской местности. Число школ на селе за последние пять лет сократилось на 85 учреждений. Сеть общеобразовательных учреждений области была в основном приведена в соответствие с параметрами демографической ситуации и требованиями к качественному предоставлению образовательных услуг.
Однако переход на нормативно-подушевое финансирование и новую систему оплаты труда в общем образовании не привел к существенному росту доходов учителей: уровень оплаты труда педагогов общеобразовательных школ существенно отставал от уровня средней заработной платы в экономике региона в целом. Так, в первом квартале 2011 года средняя заработная плата учителей в Калужской области составляла 13455 рублей, а средняя зарплата по экономике региона – 17822,5 рублей. К 2011 году наметилось существенное замедление темпов ее роста. Возможности оптимизации структуры и штатной численности муниципальных общеобразовательных учреждений к 2011 году были практически исчерпаны. Кроме того, в процессе реализации мероприятий КПМО не удалось достичь зависимости новой системы оплаты труда (далее – НСОТ) и качества образования; дифференциация в оплате труда педагогов была невелика, в учительской среде и директорском корпусе получили распространение уравнительные настроения и тенденции в стимулировании, не был до конца сформирован механизм участия общественности в установлении системы стимулирующих выплат и распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. В общеобразовательных учреждениях области в оплате труда непедагогического персонала и педагогов, не имеющих аудиторной нагрузки, продолжала действовать ЕТС, консервировавшая архаичный механизм оплаты труда и не способствовавшая стимулированию к качественному труду. Кроме того, переход на НСОТ не привел к улучшению кадровой ситуации в школьном образовании. Не удалось преодолеть тенденцию снижения качества образования, особенно в сельских малокомплектных школах.
В процессе реализации мероприятий ПНПО и КПМО в Калужской области произошло существенное улучшение условий обучения почти в трети общеобразовательных учреждений (104), в которых обучается около 33 тысяч детей. В первую очередь, это базовые школы. В 2007-2010 гг. активно развивалась компьютеризация школ, шел процесс внедрения интернет-технологий в общем образовании. К 2011 году все школы области были подключены к сети Интернет. За период участия в ПНПО и КПМО в школы области было поставлено около 230 комплектов учебного, учебно-наглядного и интерактивного оборудования, а также более 200 компьютеров. В то же время скорость доступа в Интернет в ряде общеобразовательных учреждений продолжает оставаться низкой. 60 % общеобразовательных учреждений области нуждается в проведении различных видов ремонтных работ. Архаичной остается база большинства школьных библиотек, в которых фонды художественной и научно-популярной литературы для детского чтения не пополнялись и не обновлялись с конца 80-х годов прошлого века. Сама образовательная среда школьных библиотек, их оборудование нуждаются в обновлении.
Мероприятия ПНПО позволили сформировать в области систему выявления и поддержки талантливых, эффективно работающих педагогов, одаренных и талантливых детей. За годы участия в мероприятиях ПНПО 54 общеобразовательных учреждения, 260 учителей, 250 детей и молодых людей области получили государственную поддержку из средств федерального и областного бюджета. Выросла доля школьников, принимающих участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, творческих конкурсах, фестивалях, в общей численности обучающихся общеобразовательных учреждений Калужской области (на 7,8 %) и количество образовательных учреждений, в которых организована работа с одаренными детьми (на 7,3 %).
Опросы, проводимые независимыми экспертами, отмечают повышение открытости системы общего образования: во всех общеобразовательных учреждениях области созданы органы государственно-общественного самоуправления, на школьных сайтах размещаются публичные доклады, программы развития учреждений. С 2010 года публикуется ежегодный доклад о деятельности региональной системы образования.
Расширилась вовлеченность педагогических коллективов, органов, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, и выборного профсоюзного или иного представительного органа работников образовательного учреждения в процедуру установление стимулирующих выплат. Школьные и управляющие советы созданы во всех образовательных учреждениях. Стимулирования педагогов, установление постоянных доплат и надбавок педагогам за качественный труд определяется в соответствии с коллективным договором или локальными нормативными актами работодателя, принятыми с учетом мнения выборного профсоюзного или иного представительного органа работников образовательного учреждения, и с учетом мнения органов, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением (Закон Калужской области «Об установлении региональной системы оплаты труда работников образовательных учреждений»).
В текущем учебном году в Калужской области функционируют 389 учреждений общего образования, из них муниципальные – 362 (в том числе 6 вечерних, 2 начальных школы/детских сада, 4 гимназии, 7 лицеев, 4 школы с углубленным изучением отдельных предметов), государственных – 22, негосударственных – 13.
230 учреждений расположены в сельской местности, что составляет 59% от общего числа учреждений общего образования. В учреждениях общего образования обучается 85504 ребенка, из них 17361 (20,3 %) – в сельских школах.
На процессы, происходящие в системе общего образования, сильное влияние оказывает демографическая ситуация. За 10 лет (с 2001 года) численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях области сократилась с 127,5 тысячи до 85,5 тысячи обучающихся.
Одной из приоритетных задач региональной системы образования является поддержание высокого качества предоставления образовательных услуг. Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) за последние три года позволяет проследить следующие тенденции развития системы общего образования региона.
В 2009 году средний балл ЕГЭ по Калужской области был ниже среднего по Российской Федерации по пяти общеобразовательным предметам (русский язык, математика, информатика и ИКТ, география, немецкий язык), в 2011 году – по трем (иностранные языки). По математике и физике наблюдается увеличение среднего балла ЕГЭ по региону: математика – 42,3 (2009 год), 47,4 (2010 год), 50,2 (2011 год); физика – 49,3 (2009 год), 52,4 (2010 год), 54,1 (2011 год).
Качество знаний выпускников 9-х классов, проходивших в 2011 году государственную (итоговую) аттестацию с использованием механизмов независимой оценки знаний (91,1 % от общего количества девятиклассников), по русскому языку составило 51,9 %, по математике – 66,3%, по физике – 85,9 %, по обществознанию – 86,6 %, по географии – 64,5 %, по биологии – 77,1 %.
Одним из показателей качества образования являются итоги участия калужских школьников во Всероссийской олимпиаде школьников. Региональный этап олимпиады в Калужской области проводится по 21 общеобразовательному предмету. В 2011 году на заключительном этапе олимпиады обучающиеся из Калужской области заняли 18 призовых мест. Победителем или призером олимпиады стал каждый третий участник заключительного этапа. Эффективность участия составила 35 %, что на 9 % больше, чем в прошедшем учебном году. По эффективности участия в заключительном этапе регион занимает 27-е место среди 83 субъектов Российской Федерации.

Итоги участия обучающихся Калужской области в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников

Годы 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Количество победителей и призеров 8 8 10 11 10 13 15 16 18

Результаты независимой оценки качества образования, проводимой в общеобразовательных учреждениях области в процессе аккредитационных экспертиз, свидетельствуют о снижении качества образования в ряде общеобразовательных учреждений. Так, из 152 общеобразовательных учреждений области, проходивших в 2011 году процедуру государственной аккредитации, 12 учреждениям было отказано в аккредитации по программам общего образования, 3 общеобразовательных учреждения лишились статуса лицея, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов. Наиболее проблемным является уровень качества образования обучающихся на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования. По данным независимых процедур оценки качества образования наиболее низкими результатами на ступени основного общего образования явились результаты по математике и истории, на ступени среднего (полного) общего образования – по математике, биологии, физике. Наибольшее беспокойство вызывает уровень качества математического образования на второй и третьей ступенях обучения в школе (64,3 и 64 % соответственно).
Падение качества естественно-научного и математического образования выявили и проводившиеся в 109 школах Калужской области в 2011 году международные сравнительные исследования TIMSS в 4-х и 8-х классах. Средний балл калужских школьников по математике – 51,5 (среднероссийский – 57), по естествознанию – 51 (среднероссийский – 55). Неутешительные результаты выявило и исследование учебных результатов обучающихся PISA (уровень читательской грамотности) в 7-х и 11-х классах.
Анализ качества образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях области показывает развитие процессов стратификации муниципалитетов по качеству образования, углубление территориального неравенства общеобразовательных учреждений.
Важной составляющей обеспечения доступности качественного образования (особенно в сельской местности) является развитие сети школьных автобусов, осуществляющих подвоз школьников к месту учебы в базовые общеобразовательные учреждения, оснащенные современным оборудованием и дающие качественное образование. Сегодня автобусный парк государственного казенного учреждения Калужской области «Школьный автобус» насчитывает 206 единиц транспортных средств, обеспечивающих школьников гарантированным бесплатным проездом к месту обучения. Ежедневно к месту обучения подвозятся более 5 тысяч школьников.
В числе причин, сдерживающих качественное предоставление образовательных услуг в общем образовании, выделяются следующие:
• отсутствие системы оценки качества образования;
• слабое влияние результатов оценки качества образования на принятие управленческих решений на уровне региона, муниципальных образований и общеобразовательных учреждений, аттестацию педагогических и управленческих кадров и повышение их квалификации.
На начало 2011/2012 учебного года в учреждениях, реализующих программы общего образования, работало 7136 педагогических работников, из них 4 347 – в городах и 2 789 – в сельской местности. Из них женщин – 5 323 (74,6 %), мужчин – 1 813 (25,4 %). Число педагогов-мужчин увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 15 %. Возрастной состав педагогических работников: основная часть, 61,1 % (4996 человек) – педагоги в возрасте от 35 до 55 лет, 20,3 % (1661 человек) – педагогические работники пенсионного возраста, 18,6 % (1520 человек) – педагоги в возрасте до 35 лет. По сравнению с 2010/2011 учебным годом произошло снижение на 2 % доли педагогов пенсионного возраста в общей численности педагогических работников. Соответственно, на 1,5 % увеличилась доля педагогов в возрасте от 35 до 55 лет и на 0,5 % – доля педагогов моложе 35 лет.
В настоящее время наблюдается устойчивый рост доли педагогических работников общеобразовательных учреждений с высшим образованием.
В системе образования наблюдается активное преодоление дефицита педагогических кадров, однако продолжается процесс старения кадров. Одним из факторов, влияющих на повышение качества кадрового состава педагогов системы общего образования, является аттестация педагогических кадров. Однако она пока еще не стала фактором повышения качества образования в регионе. Соответственно, одной из важных задач модернизации кадровой политики в системе общего образования в регионе станет работа с учителями, развитие их кадрового потенциала.
В целях углубления и развития процессов ПНПО, выполнения мероприятий ФЦПРО на 2011-2015 гг., модернизации системы образования в региональной системе образования применяется программно-целевой метод планирования деятельности, а также планирование бюджета по отрасли «Образование». В системе общего образования области разработано, утверждено и реализуется 9 долгосрочных целевых программ, важнейшими из которых являются:
• долгосрочная целевая программа «Модернизация системы образования Калужской области на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Калужской области от 02.11.2010 № 429;
• долгосрочная целевая программа «Поддержка одаренных детей Калужской области и их наставников на 2010-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Калужской области от 03.08.2009 № 309;
• долгосрочная целевая программа «Совершенствование организации питания, медицинского обеспечения и формирование здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях Калужской области на 2011-2013 годы», утвержденная постановлением Правительства Калужской области от 22.06.2010 № 239;
• долгосрочная целевая программа «Повышение уровня безопасности образовательных учреждений на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Калужской области от 18.02.2011 № 80;
• долгосрочная целевая программа «Комплексная программа профилактики правонарушений в Калужской области (2010-2012 годы)», утвержденная постановлением Правительства Калужской области от 22.12.2009 № 530.

II. Описание итогов реализации Комплекса мер
по модернизации системы общего образования Калужской области в 2011 году

Основные мероприятия по модернизации системы общего образования Калужской области в 2011 году осуществлялись в соответствии с мероприятиями Комплекса мер по модернизации системы общего образования Калужской области в 2011 году (далее – Комплекс мер по модернизации в 2011 году).
Для выполнения основной задачи – доведения средней заработной платы учителей области до уровня средней заработной платы по экономике региона – с 01.09.2011 фонд оплаты труда работников системы общего образования Калужской области был увеличен на 40,8 %. Из бюджета области на эти цели было направлено дополнительно 435 миллионов 831 тысяча рублей. Средний размер заработной платы учителей области планировалось довести до 17 822,5 рубля. Эта задача была успешно выполнена.
В сентябре 2011 года размер средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений Калужской области составил 21 774 рубля, что превысило значение запланированного показателя на 22,2 %; в октябре т.г. средняя заработная плата составила 22 463 рубля (увеличение на 26 %), в ноябре – 22 955,8 рубля (увеличение на 28,8 %).

Динамика роста уровня средней заработной платы учителей
Калужской области (руб.)

2007 г.
(до введения НСОТ) 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 (ноябрь)
8 461 11 420 11 599,2 14 022 22 955,8

Основным механизмом повышения заработной платы работников общего образования стало увеличение нормативов финансирования общеобразовательных учреждений. Нормативы финансирования всех видов общеобразовательных учреждений были увеличены на 40,8 %. Были внесены изменения в законодательство об оплате труда работников общеобразовательных школ в части соотношения размеров базовой и стимулирующей части ФОТ общеобразовательных учреждений, размеров ФОТ административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала, утверждена новая система оплаты труда для работающих в государственных общеобразовательных школах-интернатах, государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственных оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Успешно выполнены и другие обязательства Комплекса мер по модернизации в 2011 году.
По федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС) с 01.09.2011 обучаются 11 344 школьника, что составляет 13 % от общей численности обучающихся общеобразовательных учреждений области, 32,2 % от общей численности обучающихся, получающих начальное общее образование.
В общеобразовательных учреждениях области созданы необходимые условия для перехода на ФГОС: приобретены учебники, новое учебное оборудование (111 единиц учебно-лабораторного и 1244 единицы компьютерного оборудования). По результатам мониторинга введения ФГОС в общеобразовательных учреждениях Калужской области, проводившегося в ноябре 2011 года, уровень готовности общеобразовательных учреждений к введению ФГОС составляет от 87 до 100 %.
К работе по новым стандартам полностью подготовлены учителя, руководители и заместители руководителей общеобразовательных учреждений. Повышение квалификации для работы в соответствии с новыми ФГОС прошли 2519 педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений (35,5 %), что превысило планируемый показатель Комплекса мер по модернизации в 2011 году на 3,7 %, применению современных информационно-коммуникационных образовательных технологий обучено 206 человек. Профессиональную переподготовку прошли 50 руководителей общеобразовательных учреждений, 23 руководителя общеобразовательных учреждений прошли стажировку в университете г. Ювяскюля (Финляндия). Впервые в истории калужского образования группа руководителей прошла заграничную стажировку. Выполнение мероприятий Комплекса мер по модернизации в 2011 году по повышению квалификации и переподготовке учителей и руководителей школ имело важное значение для понимания и принятия ими модернизационных процессов в образовании.
С целью повышения качества образования в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в 2011 году в Калужской области была сформирована система аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений: разработано нормативно-правовое и методическое обеспечение процедуры аттестации, подготовлены и изданы информационно-методические материалы, отражающие современные подходы к аттестации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений Калужской области. Формируется база материалов для квалификационных испытаний учителей с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
В течение 2011 года для экспертов, осуществляющих экспертизу профессиональной деятельности педагогических работников Калужской области, организованы обучающие семинары по теме «Современные подходы к оценке труда педагогических работников и руководителей образовательных учреждений Калужской области» с выдачей сертификата (обучено 158 экспертов), что способствовало более качественному осуществлению экспертной оценки профессиональной деятельности педагогов.
В 2011 году в общеобразовательных учреждениях области работало 315 педагогов со стажем работы в должности учителя не более двух лет. Аттестацию прошли 1357 педагогов, что составляет 20 % от общей численности учителей Калужской области.
В 2011 году была начата работа по созданию профессиональных ассоциаций учителей-предметников – в области было создано шесть региональных общественных ассоциаций учителей-предметников.
При реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ школами области применяются дистанционные образовательные технологии (информационные и телекоммуникационные). Такие услуги оказывают 12 образовательных учреждений, что составляет 3 % от общего числа образовательных учреждений области.
Объём средств, направленных в 2011 году на модернизацию региональной системы общего образования, составил:
всего – 572 410,0 тысячи рублей, в том числе:
федеральный бюджет – 110 766,0 тысячи рублей;
областной бюджет – 461 644,0 тысячи рублей;
муниципальные бюджеты – 11000,0 тысячи рублей.
На средства субсидии из федерального бюджета приобретено:
- учебно-лабораторное оборудование: 111 единиц на сумму 73,1 млн. рублей (кабинеты физики);
- компьютерное оборудование: 512 единиц на сумму 29,6 млн. рублей (автоматизированное рабочее место учителя и рабочее место ученика).
Учебно-лабораторное и компьютерное оборудование было поставлено в 262 общеобразовательных учреждения (69 % от общего количества общеобразовательных учреждений области). В том числе учебно-лабораторным оборудованием для кабинетов физики, включающим программно-аппаратный цифровой измерительный комплекс учителя и цифровую компьютеризированную лабораторию учащихся, были оснащены 110 кабинетов физики (около 33 % от их общего количества).
Приобретенное оборудование поставлено в образовательные учреждения, завершены пуско-наладочные работы.
Средства субсидии из федерального бюджета в размере 8 млн. рублей направлены на повышение квалификации и переподготовку руководителей и учителей общеобразовательных учреждений.
На средства областного и муниципальных бюджетов, предусмотренных долгосрочной целевой программой «Модернизация системы образования Калужской области на 2011-2015 годы» (87 млн. рублей), приобретено:
- компьютерное и спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений; в муниципальных образованиях области были осуществлены закупки 708 единиц компьютерного оборудования. Общее количество приобретенного в рамках реализации Комплекса мер по модернизации в 2011 году компьютерного оборудования составило 1220 единиц (100 % плана).
- 43 единицы автотранспортных средств для государственного казенного учреждения Калужской области «Школьный автобус» на сумму 57 430 млн. рублей;
- средства в сумме 4,644 млн. рублей направлены на повышение квалификации педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений.
В рамках долгосрочной целевой программы «Совершенствование школьного питания и медицинского обеспечения и формирование здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях Калужской области на 2011-2015 годы» в 2011 году выделено из областного бюджета 16 млн. рублей, на которые приобретено оборудование для стоматологических кабинетов и диагностическое оборудование для медицинских кабинетов общеобразовательных школ. Оборудование (пароконвектоматы, холодильные камеры, кулеры) приобретено для 113 школьных столовых на сумму более 33 млн. рублей.
Мероприятия по повышению энергоэффективности дают положительный результат. Положительная динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов достигнута за счет проведения работ по инвентаризации, ремонту, плановой замене и установке приборов учета электроэнергии, тепловой энергии, учета потребления воды в 52 образовательных учреждениях, замене оконных блоков, дверей и т.д. На базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 45 г. Калуги» в 2011 году был реализован пилотный проект по энергосбережению, заключен энергосервисный контракт с Обществом с ограниченной ответственностью «Инвестиционная энергосервисная компания «ЭНЭФКОМ» (ООО «ИЭСК «ЭНЭФКОМ»), организована работа по обучению руководителей общеобразовательных учреждений организации работы по энергосбережению.
Для успешной реализации Комплекса мер по модернизации в 2011 году в области была принята необходимая нормативная правовая база:
- Законы Калужской области:
«О внесении изменений в Закон Калужской области «Об установлении нормативов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников в общеобразовательных учреждениях, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов)»;
«О внесении изменений в Закон Калужской области «Об установлении региональной системы оплаты труда работников образовательных учреждений»;
«Об установлении системы оплаты труда работников государственных образовательных учреждений»;
«О внесении изменений «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов»;
«Об индексации тарифных ставок, окладов работников государственных учреждений Калужской области, а также работников органов государственной власти Калужской области, иных государственных органов Калужской области»;
- постановление Правительства Калужской области от 04.07.2011 № 359 «Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы общего образования Калужской области в 2011 году» (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 08.08.2011 № 431, от 24.11.2011 № 622);
распоряжение Губернатора Калужской области от 27.06.2011 № 65-р «Об утверждении состава межведомственной рабочей группы по модернизации системы общего образования Калужской области и повышению заработной платы учителям» (в ред. распоряжения Губернатора Калужской области от 19.08.211 № 79-р).
Изданы приказы министерства образования и науки Калужской области:
- от 16.06.2011 № 1033 «Об утверждении плана – графика проведения мероприятий по повышению заработной платы работников общеобразовательных учреждений Калужской области в 2011 году»;
- от 16.06.2011 № 1034 «Об определении организации – оператора реализации мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования Калужской области»;
- от 16.06.2011 № 1035 «О назначении ответственных за разработку и реализацию Комплекса мер по модернизации системы общего образования Калужской области»;
- от 15.07.2011 № 1188 «О приобретении компьютерного и учебно-лабораторного оборудования»;
- от 18.07.2011 № 1196 «Об утверждении Сетевого графика реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Калужской области в 2011 году»;
- от 17.08.2011 № 1297 «О повышении квалификации, профессиональной переподготовке руководителей общеобразовательных учреждений и учителей».
Подписано соглашение от 05.07.2011 № 18.G64.24.0002 о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Калужской области на модернизацию региональных систем общего образования.
В результате реализации Комплекса мер по модернизации в 2011 году можно отметить следующие эффекты в решении актуальных проблем общего образования в регионе:
1. Увеличение объемов ФОТ работников общеобразовательных учреждений привело не только к росту доходов учителей и других категорий работников отрасли, но и способствовало совершенствованию стимулирующих механизмов НСОТ.
2. Развитие системы материального стимулирования работников отрасли способствует повышению ее привлекательности для молодых кадров, привлечению в школьное образование новых кадров.
3. Органы государственно-общественного управления системой образования и образовательными учреждениями, активизировав свое участие в установлении системы оплаты труда учителей, распределении стимулирующей части ФОТ учреждений, стали реальным фактором развития системы государственно-общественного управления школой.
4. Начался реальный переход системы общего образования на работу по новым ФГОС начального общего образования.
5. Произошел качественный рывок в оснащении образовательных учреждений области современным учебным, учебно-лабораторным оборудованием. Создана реальная возможность использования в образовательном процессе современных средств обучения, что не может не привести к росту качественных показателей образования.
6. Системная работа, проводившаяся в 2011 году в региональной системе образования по повышению квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, приведет к росту их профессиональной квалификации, улучшению и модернизации школьного менеджмента.
7. Реализация мероприятий Комплекса мер по модернизации в 2011 году, сопровождавшаяся мощной PR-компанией и разъяснительной работой, способствовала расширению открытости, повышению имиджа и привлекательности системы образования в целом.

III. Перечень мероприятий по модернизации системы общего образования Калужской области в 2012 году с описанием их реализации
Основной задачей реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Калужской области в 2012 году (далее – Комплекс мер) является достижение:
- высокого качества образования в соответствии с организационными, технологическими, социально-экономическими и социокультурными изменениями в обществе и системе образования;
- доступности образования, т.е. возможности предоставления всему населению региона реализации права на получение образовательных услуг качественного уровня;
- эффективности деятельности системы образования, т.е. достижение рационального использования ресурсов и оптимального соотношения результатов системы образования с затратами на ее обеспечение.
Для решения поставленных задач планируется следующие мероприятия:
- обновление образовательной среды общеобразовательных учреждений путем ее насыщения новым оборудованием;
- модернизация среды школьных библиотек, обновление их фондов;
- развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки нового оборудования);
- повышение квалификации руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений, развитие их профессиональной компетенции;
- поддержание соответствия уровня заработной платы учителей уровню средней заработной платы по экономике региона;
- развитие сети общеобразовательных учреждений, обеспечивающее доступность и качество образования в сочетании с его экономической эффективностью.
Реализация мероприятий по развитию сети базируется на трех основных принципах:
• качество образования обеспечивается не отдельными образовательными учреждениями, а их сетью;
• важным ресурсом повышения качества образования является внутрисетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений; их взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями профессионального образования, межведомственное взаимодействие; создание социокультурных комплексов;
• рациональному использованию ресурсов сети общеобразовательных учреждений способствует специализация учреждений или их крупных структурных подразделений (развитие школ ступеней обучения).
Главная проблема современных образовательных учреждений – состояние их учебно-материальной базы, ее несоответствие требованиям к современному образованию, ФГОС.
С целью развития учебно-материальной базы учреждений планируется основную часть средств субсидии из федерального бюджета (до 70 %) направить на приобретение учебного и компьютерного оборудования для приведения в соответствие с требованиями к условиям реализации ФГОС стандарта начального общего образования. Это позволит дооснастить дополнительно 521 кабинет начальных классов и привести кабинеты начальной школы всех общеобразовательных учреждений области в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования (приложение № 1 к Комплексу мер).
Планируется оснащение с 01 сентября 2012 года учебным и компьютерным оборудованием 97 кабинетов основной школы (5-х классов) общеобразовательных учреждений – апробационных площадок по введению федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в соответствии с приказом министерства образования и науки Калужской области от 28.11.2011 № 2029.
С целью реализации программы дистанционного образования запланировано создание центров дистанционного обучения на базе общеобразовательных учреждений в каждом муниципальном районе (городском округе) области. Таким образом, все муниципальные районы (городские округа) Калужской области будут обеспечены техническими и программными средствами для организации дистанционного обучения.
В 2012 году предполагается реализовать пилотный проект по модернизации 5 школьных библиотек для создания в них центров детского чтения, оснащенных современным оборудованием и образовательными ресурсами: оборудование рабочего места библиотекаря, зоны индивидуальных рабочих мест для работы с медиаресурсами, зоны для групповой интерактивной работы. Эти мероприятия особенно актуальны в 2012 году, объявленном в Калужской области Годом чтения в соответствии с распоряжением Губернатора Калужской области от 18.10.2011 № 106-р «Об объявлении 2011/12 учебного года Годом чтения». Также планируется осуществить обновление и пополнение фондов школьных библиотек художественной литературой для детского и подросткового чтения сверх школьной программы. На эти цели планируется направить средства в сумме 10 млн. рублей. Это позволит не только существенно обновить фонды школьных библиотек, не обновлявшиеся с конца 80-х годов прошлого столетия, но и способствовать повышению интереса детей и подростков к чтению, развитию их читательской культуры и грамотности.
В 2012 году планируется реализовать в пилотном режиме проекты «Каждому учителю – компьютер» (3 общеобразовательных учреждения) и «Один ученик – один компьютер» (на старшей ступени одной из школ).
Направление средств на указанные мероприятии обусловлено, прежде всего, необходимостью создания необходимых условий для перехода к обучению по новым ФГОС начального общего и основного общего образования, формирования образовательной среды образовательных учреждений, соответствующей требованиям ФГОС. Использование в образовательном процессе современного оборудования способно дать быстрый и качественный системный эффект, направленный на повышение качества школьного образования.
В рамках проведения мероприятий Комплекса мер будет продолжена работа по аттестации педагогических работников области в соответствии с новыми требованиями. Квалификационные испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности по нескольким специальностям педагоги будут проходить в форме тестирования (в том числе в дистанционном режиме).
Продолжится обучение экспертов, осуществляющих экспертизу профессиональной деятельности педагогических работников Калужской области. Ежемесячно, начиная с января 2012 года, для педагогов, подлежащих аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, аттестуемых на первую и высшую квалификационные категории, планируется проведение обучающих семинаров. Данная деятельность поможет педагогам получить необходимую информацию и более тщательно подготовиться к квалификационным испытаниям, что позволит снять психологическое и социальное напряжение в педагогическом сообществе.
В 2012 году планируется провести аттестацию 1065 учителей, что составит 15 % от общего количества учителей, подлежащих аттестации.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка остаются одними из главных мероприятий Комплекса мер. Данная работа будет направлена на:
- формирование профессиональных компетенций педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений, адекватных запросам современности, необходимых для реализации ФГОС;
- стимулирование роста профессионализма педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений.
Для решения проблемы подготовки профессиональных руководителей общеобразовательных учреждений в 2012 году в регионе предлагается реализовать трехуровневую модель повышения их квалификации:
- первый уровень – повышение квалификации по программе «Новые финансово-экономические механизмы в образовании, обеспечивающие реализацию федеральных государственных стандартов: модели финансирования, система оплаты труда, автономия»;
- второй уровень – профессиональная переподготовка по программе «Управление образованием» (специализация «Менеджмент в образовании»);
- третий уровень – зарубежная стажировка.
Это создает непрерывную линию развития управленческой квалификации руководителя образовательного учреждения. Каждый уровень представлен самостоятельной образовательной программой и состоит из модулей развития конкретных компетенций. Так как вопросы, связанные с управлением, экономикой и правом, наиболее актуальны для действующих руководителей, первый и второй уровни модели предполагают, в первую очередь, изучение модулей по управлению персоналом образовательного учреждения, общему менеджменту, экономике образовательного учреждения и решению правовых проблем управления в образовании. Результатом освоения этих уровней является приобретение управленческих компетенций, ориентированных на эффективное управление образовательным учреждением с учетом его организационно-правовой формы в современных условиях.
Третий уровень – зарубежная стажировка – позволяет руководителю школы на практике ознакомиться с принципами работы в зарубежных учреждениях образования, попробовать и реализовать себя в международном образовательном контексте, в иной образовательной среде, сконцентрироваться на прогрессивных технологиях управления выйти на новый профессиональный уровень.
Предложенная модель, построенная на основе лучших образцов международного опыта бизнес-образования и современных подходов к обучению управлению, с учетом постоянно происходящих в современной российской системе образования изменений обеспечивает качественную поддержку деятельности менеджера-руководителя в современных условиях.
Повышению качества деятельности педагогических работников призваны служить стажировочные площадки, созданные в системе образования Калужской области. Кроме двух существующих площадок (по совершенствованию питания школьников и в рамках реализации Федеральной целевой программы развития системы образования на 2011-2015 годы) предполагается создать еще несколько стажировочных площадок, в том числе по дополнительному образованию обучающихся. В итоге планируется сделать работу стажировочных площадок основной формой повышения квалификации педагогов и руководителей.
С целью развития профессиональных компетенций педагогов и руководителей школ, создания условий для их профессионального роста и профессионального общения в 2012 году предполагается продолжить работу по созданию ассоциаций учителей: создать ассоциацию директоров школ, молодых учителей, учителей-предметников, их региональные сетевые сообщества. Развитию профессионального мастерства педагогов будет способствовать проведение в 2012 году областной предметной олимпиады для учителей.
В 2012 году планируется разработка системы оценки качества образования, опирающейся на ценностно-методологические основания ФГОС.
Модернизация системы оценки качества образования предполагается в несколько этапов: разработка новой концепции оценки качества образования, определение и стандартизация инструментария оценки качества образования; проведение обучающих семинаров для различных субъектов экспертной деятельности, апробация модели.
Для закрепления положительной динамики снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов будет продолжена работа по заключению контрактов, направленных на энергосбережение и повышение энергетической активности использования энергетических ресурсов, разработана долгосрочная целевая программа капитального ремонта образовательных учреждений, включающая в себя мероприятия, направленные на экономию энергетических ресурсов и внедрение энергоэффективных методик.
Будет продолжена работа по совершенствованию электронного документооборота в общеобразовательных учреждениях в рамках реализации региональной концепции электронного образования школьников.
Одним из главных направлений деятельности системы общего образования региона является усиление роли воспитания, в том числе через использования образовательного комплекса (пособия) «Я – гражданин России». Данное пособие рассчитано на развитие гражданского и патриотического сознания и поведения обучающихся общеобразовательных учреждений.
С целью выполнения мероприятий и достижения показателей Комплекса мер планируется:
разработка соответствующих проектов:
- региональной стратегии развития системы общего образования на период до 2020 года;
- региональной системы оценки качества образования;
- стратегии развития электронного образования в Калужской области;
- региональной модели непрерывного педагогического образования, повышения квалификации работников образования Калужской области;
- долгосрочной целевой программы Калужской области «Капитальный ремонт образовательных учреждений Калужской области»;
развитие нормативно-методической базы деятельности стажировочных площадок в системе образования Калужской области;
разработка нормативно-методической базы дистанционного образования в системе общего образования Калужской области;
разработка нормативно-методических материалов для проведения аттестации педагогических и руководящих работников системы образования. Предполагается выпуск методических материалов, содержащих нормативно-правовую базу по аттестации педагогических работников и рекомендации по защите аттестационной работы: педагогического проекта, методической разработки, научно-методической разработки, опытно-экспериментальной работы, творческого отчета, серии уроков на видео с самоанализом учителя. Для минимизации риска отказа педагогических работников от аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности и в целях систематизации в регионе работы по оценке качества образования целесообразно дополнить аккредитационные показатели образовательного учреждения показателем о доле педагогических работников, прошедших аттестацию в соответствии с новым Порядком, которая должна стремиться к 100 %.
В результате реализации Комплекса мер в 2012 году предполагается достижение следующих показателей (приложение № 2 к Комплексу мер):
- соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Калужской области общеобразовательных учреждений и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике региона (приложение № 3 к Комплексу мер);
- доля школьников, обучающихся по ФГОС начального общего образования, в общей численности обучающихся в начальной школе – 26,19 %;
- доля школьников, обучающихся по ФГОС основного общего образования, в общей численности обучающихся в основной школе – 5,3 %;
- доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей – 15 %;
- доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений – 16 %;
- доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение, в общей численности общеобразовательных учреждений – 5 %;
- положительная динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов;
- увеличение числа молодых учителей, пришедших работать в общеобразовательные учреждения области.
Реализация мероприятий Комплекса мер будет осуществляться через систему следующих механизмов и процедур:
- совершенствование программно-целевого подхода в планировании и реализации мероприятий;
- совершенствование модели государственно-общественного управления в образовательных учреждениях и форм публичной отчетности;
- внедрение новых форм дополнительного профессионального образования педагогических кадров, механизмов их финансирования;
- совершенствование механизмов управления административно-хозяйственной и ресурсно-обеспечивающей деятельностью в системе образования.
Выполнение мероприятий Комплекса мер будет осуществляться с помощью (приложение № 4 к Комплексу мер):
1. Заключения соглашений министерства образования и науки Калужской области в целях реализации Комплекса мер.
2. Разработки Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Калужской области.
3. Разработки нормативных правовых актов Калужской обдаст и в целях реализации настоящего Комплекса мер.
4. Разработки и реализации медиаплана реализации Комплекса мер.
5. Организации публичных отчетов о реализации мероприятий по модернизации системы общего образования в 2012 году.
Предполагаемые риски реализации модернизационных мероприятий и способы их преодоления:
1. Слабый уровень понимания педагогами и руководителями общеобразовательных учреждений модернизационных инициатив Комплекса мер – разъяснительная работа, повышение квалификации и непосредственное включение в реализацию мероприятий, обеспечение их открытости.
2. Неприятие педагогами необходимости взаимосвязи роста заработной платы и качества образования, распространение эгалитаристских настроений – разъяснительная работа, привлечение к процессу установления стимулирующих выплат органов государственно-общественного управления всех уровней.
3. Недостаточная вовлеченность общественности в реализацию мероприятий Комплекса мер – открытость работы, разъяснение основных позиций, непосредственное включение в реализацию мероприятий.
4. Неготовность педагогов к постоянному повышению своей квалификации, непонимание значимости данного процесса, отсутствие стремления к постоянному профессиональному росту и совершенствованию – включение механизмов стимулирования квалифицированных педагогов, развитие мотивации к повышению квалификации.

IV. Информация о мерах, направленных на привлечение молодых учителей
на работу в общеобразовательные учреждения

К концу 2010/2011 учебного года в школах области работало 315 учителей со стажем работы до двух лет. 01.09.2011 в образовательных учреждениях области приступили к работе 145 молодых учителей, что на 20 человек больше, чем в 2010 году.
Для привлечения молодых специалистов в школы области в 2012 году планируется к реализации комплекс мер социальной поддержки, который включает следующие мероприятия.
1. Разработка вопроса о конкурсном отборе выпускников высших учебных заведений для работы в общеобразовательных учреждениях области. Это позволит эффективно использовать ресурсы и потенциал педагогических кадров, привлечь наиболее перспективных выпускников вузов для работы в общеобразовательных учреждениях области. Планируется разработка нормативно-правовых актов по вопросам конкурсного отбора выпускников учреждений профессионального образования для работы в общеобразовательных учреждениях области.
2. В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области» на 2011-2015 годы по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 22.04.2011 № 226, в 2012 году предусмотрены меры государственной поддержки семей молодых педагогов, направленные на улучшение жилищных условий, в том числе оплата первоначального взноса при получении жилищного (ипотечного) кредита или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, для молодых учителей. В настоящее время рассматривается вопрос о включении в программу учителей, преподавателей вузов и системы начального и среднего профессионального образования, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений области. В 2011 году проведен мониторинг потребностей, определено число учителей в возрасте до 35 лет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, формируется список участников программы.
3. С 2005 года в Калужской области действует Закон Калужской области «О молодом специалисте в Калужской области» (далее – Закон).
В соответствии со статьей 1 Закона молодым специалистом является выпускник образовательного учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального или послевузовского профессионального образования в возрасте до 30 лет. Действие вышеназванного Закона распространяется на молодых специалистов, которые состоят в трудовых отношениях с государственными учреждениями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляют органы исполнительной власти Калужской области, и муниципальными учреждениями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляют органы местного самоуправления.
Материальная поддержка оказывается молодым специалистам, включенным в реестр молодых специалистов в Калужской области, в течение трех лет нахождения в реестре за каждый фактически отработанный ими рабочий год при соблюдении молодым специалистом условий, установленных в пункте 2 статьи 4 Закона.
Размер единовременных ежегодных выплат молодым специалистам Калужской области установлен в пункте 2 статьи 4 Закона и составляет:
работающим в сельских поселениях- 10000 рублей, 20000 рублей, 30000 рублей в первый, второй и третий годы нахождения в реестре молодых специалистов соответственно;
работающим в городских поселениях – 5000 рублей, 10000 рублей, 15000 рублей в первый, второй и третий годы нахождения в реестре молодых специалистов соответственно;
работающим в городских округах – 5000 рублей, 7000 рублей, 9000 рублей в первый, второй и третий годы нахождения в реестре молодых специалистов соответственно.
Размер единовременных ежегодных выплат индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого в соответствии с законодательством, один раз в год.
В 2011 году в соответствии с Законом единовременные ежегодные выплаты получили 210 молодых специалистов – педагогических работников.
Предполагается, что в 2012 году единовременными ежегодными выплатами в соответствии с Законом «О молодом специалисте» воспользуются 296 учителей, что составляет 4 % от общей численности учителей в Калужской области.
С целью развития мер социальной поддержки молодых специалистов – педагогических работников, привлечения молодых кадров в сферу образования, закрепления их по месту работы и повышения социального статуса учителя постановлением Правительства Калужской области от 05.03.2010 № 70 «О единовременных выплатах молодым специалистам – педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений» (далее – постановление) установлены ежегодные единовременные выплаты молодым специалистам – педагогическим работникам.
Размер ежегодных единовременных выплат (с учетом налога на доходы физических лиц) установлен постановлением и составляет:
- работающим в сельских поселениях – 30000 рублей, 40000 рублей и 50000 рублей в первый, второй и третий годы нахождения в реестре молодых специалистов соответственно;
- работающим в городских округах и городских поселениях – 20000 рублей, 30000 рублей и 40000 рублей в первый, второй и третий годы нахождения в реестре молодых специалистов соответственно.
Действие постановления распространяется на молодых специалистов – педагогических работников, работающих в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях области и находящихся в реестре молодых специалистов в Калужской области.
Положение о порядке осуществления ежегодных единовременных выплат молодым специалистам – педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений утверждено приказом министерства образования и науки Калужской области от 12 ноября 2010 года № 1731.
В 2011 году единовременные выплаты произведены 56 молодым специалистам – педагогическим работникам на общую сумму 1780 тыс. рублей.
В 2012 году планируется, что ежегодными единовременными выплатами молодым специалистам – педагогическим работникам воспользуются 296 учителей (4 % от общей численности учителей в Калужской области) на общую сумму около 6500 тыс. рублей.
4. Направление выпускников общеобразовательных учреждений Калужской области на обучение по целевому набору в Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского. С каждым абитуриентом, зачисленным на условиях целевого приема, заключается трехсторонний договор между абитуриентом, государственным бюджетным образовательным учреждением «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» и организацией, направившей абитуриента, на обучение. В соответствии с договором по окончании обучения выпускник КГУ обязан отработать в общеобразовательных учреждениях области не менее трех лет.
5. Организация работы по стажировке педагогических работников в образовательных учреждениях – победителях ПНПО, организация мастер-классов лучших учителей – победителей конкурсов ПНПО.
6. Проведение конкурсов профессионального мастерства педагогических работников области, в том числе областного конкурса «Молодой учитель года».

V. Планируемые достижения в развитии системы общего образования в Калужской области на период до 2020 года

Основные направления развития региональной системы общего образования на период до 2020 года, ее качественные параметры и характеристики выстраиваются в соответствии со «Стратегией социально-экономического развития Калужской области на период до 2030 года» (принята постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 № 250).
К 2020 году планируется:
1. Создание инновационной, экономически и социально обусловленной структуры системы общего образования, ориентированной на предоставление качественных образовательных услуг каждому жителю региона.
2. Формирование сети учреждений общего образования, обеспечивающей общедоступный характер качественного образования каждому ребенку.
3. Формирование в системе общего образования Калужской области социальной, культурной и образовательной среды, ориентированной на удовлетворение потребностей личности, общества, государства и решение задач модернизации экономической и социальной сферы региона, соответствующей задачам его инновационного развития.
4. Создание в регионе системы общего образования, интегрированной с потребностями его экономического развития.
5. Создание в системе общего образования современной образовательной среды и эффективно функционирующей системы ресурсного обеспечения системы образования.
6. Создание в регионе современного кадрового потенциала системы общего образования.
Для достижения указанных параметров системы общего образования к 2020 году в регионе планируется решение следующих задач.
Повышение доступности качественного образования:
- внедрение новых образовательных стандартов общего образования;
- внедрение в образовательный процесс школы современных информационных и коммуникационных технологий образования, эффективных методик обучения, развитие его дистанционной формы;
- внедрение эффективных воспитательных систем в образовательный процесс;
- интеграция систем общего и дополнительного образования детей, включение дополнительного образования в структуру общего;
- осуществление механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений с привлечением общественности и профессиональных объединений;
- создание региональной системы оценки качества образования.
Укрепление, развитие материально-технической, учебно-материальной базы учреждений общего образования:
- развитие учебно-материальной, лабораторной базы учреждений общего образования;
- устранение ветхих и аварийных зданий образовательных учреждений;
- снижение неэффективных расходов в образовании;
- создание на базе учреждений общего образования социокультурных центров;
- внедрение системы мер, направленных на развитие энергоэффективности учреждений общего образования;
- создание современной электронной образовательной среды в учреждениях общего образования.
Подготовка нового поколения педагогических кадров:
- совершенствование системы оплаты труда работников сферы общего образования;
- формирование адекватного задачам региональной системы образования по возрасту, профессиональной компетентности и ценностям педагогического корпуса;
- создание эффективной системы и процедур аттестации педагогических кадров;
- создание региональной системы непрерывного педагогического образования, повышения квалификации учителей.
Сохранение и укрепление здоровья детей:
- внедрение системы здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
- создание системы сбалансированного питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях;
- создание мошной физкультурно-спортивной базы в каждом учреждении общего образования.
Создание доступной среды для детей с ограниченными возможностями:
- создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях на основе использования опыта и методик инклюзивного образования.
Достижение перечисленных параметров и выполнение указанных задач осуществляется путем выполнения системы мероприятий, предусмотренных Комплексом мер по модернизации общего образования, достижения целей данного проекта и его продолжения до 2020 года.
Индикаторы результатов развития системы общего образования Калужской области к 2020 году:

Наименование индикатора Показатели выполнения индикаторов (в процентах)
к 2015 году к 2020 году
Уровень доступности общего образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от места жительства, социального статуса и состояния здоровья 78 100
Степень соответствия общего образования требованиям современных образовательных стандартов 97 100



Комментариев нет:

Отправить комментарий