Страницы

20 февр. 2016 г.

НЭП для малого предпринимательства.

В непростой  период руководством  страны в очередной раз взят курс на развитие малого предпринимательства. В. В. Путин призвал решать проблемы экономики рыночными механизмами. Для этого давно создана законодательная база. В ее основе Гражданский Кодекс РФ принятый еще  в 1994 году. Давайте рассмотрим, как он реализуется, почему не происходит  удвоение ВВП, почему исчезает малый бизнес?  Всякий продукт производится по схеме: финансирование – производство - реализация. Там, где  не в декларациях, а на деле существует рыночная экономика, между элементами процесса: финансированием, производством, реализацией, договорные отношения устанавливается так, чтобы прибыль распределялась гармонично между всеми звеньями. При необходимости государство с помощью Законов, Постановлений  регулирует этот процесс, и  экономика развивается  максимально успешно в нужном направлении.
   Финансирование – банковская деятельность, стоит на первом месте, но не по значимости, а по порядку процесса.  Банковская деятельность регулируется статьями 807-885 ГК РФ, предусматривающими  рыночные взаимоотношения. Статья  846 ГК РФ не дает право Банку отказать Клиенту в открытии счета, обязывает Банк заключить договор «на условиях  согласованных сторонами». Статьей 851 ГК РФ  «клиент оплачивает услуги Банка по совершению операций с денежными средствами». Этой же статьей услуги Банка оплачиваются раз в квартал, «если иное не предусмотрено договором банковского счета». Статьей 852 ГК РФ Банк обязан уплачивать проценты, за суммы, хранящиеся  в банке, «если иное не предусмотрено договором  банковского счета». За последние годы количество банков возросло многократно, но по-прежнему, около половины всей доли банковских услуг осуществляет Сбербанк. Он монополист в малых городах и районных центрах.  С июня 2004 года Сбербанк, в дополнение к плате «по  совершению операций», стал взимать плату «за ведение счета»,/ т.е. за присутствие в банке/ в размере 300 рублей, не предусмотренную статьей 851 ГК РФ. В марте 2005 Сбербанк предложил, /принудил/ миллионы своих корпоративных  клиентов подписать договор в новой редакции, в которую уже официально включил  этот побор в дополнение к плате «по совершению операций». Как и в прежнем договоре, Банк предусмотрел себе право пересматривать тарифы без согласования с клиентом и на этом основании увеличил за десять лет тариф «за ведение счета» в десять раз, с 300 до 3100 рублей, за операцию в четыре раза с 10 до 40 рублей. Статьей 852 ГК РФ Банк обязан выплачивать проценты по суммам находящимся в банке, навязав в договорах миллионам корпоративных клиентов «иное», Банк не выплачивает проценты. Статьей 851 ГК РФ предусмотрено «взимать» плату за услуги банка раз в квартал, Сбербанк в договорах  навязал миллионам корпоративных клиентов «иное» и на этом основании взымает ежемесячно. Со второй половины 2007 года, после включения в Совет директоров А. Кудрина, по этой схеме стал работать банк ВТБ, «вынудив» идти по этой схеме и все остальные банки.  
    Потери малого и микро бизнеса оцениваются пословицей «копейка рубль бережет», приобретения Банка – «Курочка по зернышку клюет и сыта бывает». Давайте посчитаем, сколько наклевала «Курочка» за десять лет. Средневзвешенная ежемесячная плата «за ведение счета» - 1500 рублей, в год - 18000. С  миллиона корпоративных клиентов Банк получал примерно 18 миллиардов рублей в год. За не начисление процентов, при средневзвешенной сумме на счете 100 000 рублей, средней ставке 10%, Банк получал прибыль 10 000 рублей в год с одного клиента, 10 миллиардов с миллиона корпоративных клиентов. За ежемесячное взимание платы, вместо квартальной, две трети этой суммы или 6 миллиардов, с миллиона корпоративных клиентов. Таким образом, имеем ежегодные потери каждого миллиона малого и микро бизнеса 34 миллиарда рублей или 340 миллиардов за 10 лет. А количество корпоративных клиентов несколько  миллионов.  Проверим, насколько эти цифры совпадают с ростом прибыли Сбербанка. В 2003 году прибыль Сбербанка составляла 33,7 млрд. рублей и росла со скоростью ВВП страны. В переходный, 2004 год, составила 43,7, в 2005 -62,9 миллиарда рублей. Введение платы «за ведение счета» позволило практически удвоить прибыль. За 10 лет плата «за ведение счета» выросла почти в 10 раз, во столько же возросла прибыль Сбербанка, составив около 400 миллиардов в 2013 году. Получается каждый из 220 тысяч работников Сбербанка, включая уборщицу, создает прибыль полтора миллиона, для раздачи акционерам. Изъяв у малых предприятий за 10 лет порядка триллиона рублей, Сбербанк практически парализовал малый бизнес. На сегодня несколько больше половины акций Сбербанка принадлежит государству, а согласно Конституции государство это МЫ. Если сегодня Прокуроры ходят по магазинам, пытаясь ограничить рост цен на сельхозпродукцию, правомерно ли, что у миллионов корпоративных клиентов в договорах записано право Банка увеличивать тарифы без согласования с Клиентом, наличие виртуальной услуги «за ведение счета» не предусмотренной ГК РФ, использования фразы «иное» для одностороннего преимущества.     В условиях монополизма государственного  банка тарифы, расценки ему должно устанавливать государство, образно выражаясь «свинарка и пастух», в противном случае банки вместо «кровеносной системы» превращаются в «солитера» экономики. В. В. Путин дал установку в необходимых случаях переходить на «ручное управление». Пересмотр взаимоотношений между Банком и Клиентом, в банках с государственным участием, как раз этот случай. За 2014 год российские Банки получили триллион рублей прибыли на миллион работающих, что практически на порядок превосходит средневзвешенную прибыль на одного работающего на производстве. Именно такую сумму – триллион рублей – составляет невозвратная задолженность физических лиц. Правительство выступило с инициативой приватизации банков. Главы Сбербанка и ВТБ Г. Греф и А. Костин тут же выразили готовность приватизировать «свои» банки, очевидно, опасаясь, что когда-нибудь государство может включить в совет директоров «свинарку» и она ограничит им зарплату не выше сто крат минимальной на производстве.   
    Какую долю прибыли изымает «реализация» можем рассмотреть на примере аптек. Согласно статистике количество аптек на 100 тысяч населения в нашей стране в четыре раза выше, чем в Германии и в пять раз выше, чем в США. В 30-х годах прошлого столетия, во время депрессии, правительство США приняло закон, ограничивающий ценовую надбавку в 30 процентов. В результате конкуренция, в сфере реализации, велась за снижение ценовой надбавки. Отсутствие, в нашей стране, верхней планки ценовой надбавки заставляет предпринимателей конкурировать за ее безудержное повышение. Покупателю, приобретающему  лекарство, не до поиска ценовой разницы, поэтому количество аптек, как и банков, превосходит разумные пределы. 
    В целом финансирование и реализация изымают основную долю прибыли создаваемой производством. Но Законы, Постановления пишут юристы, финансисты, экономисты в соответствии с басней Крылова «Лиса строитель», или, по образному выражению В. Ленина: «Лучший   способ дискредитировать идею экономическую, да и не только, во имя ее исполнения довести до абсурда». В результате «свинарка и пастух» создали параллельную экономику, без банковского обслуживания. Рекламные газеты, заборы пестрят объявлениями по оказанию прямых услуг населению за наличный расчет.  Происходящие в  настоящее время сокращения могли бы послужить всплеском создания малых предприятий. Для этого необходимо предоставить им возможность получения доступа к госуслугам. В строительно-монтажных сметах госуслуг  плановые накопления закладываются в размере  10-15 процентов. Вопреки ГК РФ, для того чтобы подрядчик не смог выполнить работу, не запросив кредита в банке, принята практика выдачи аванса 30 процентов. Как известно банки выдают кредиты под 20-30 процентов, что исключает возможность получения прибыли МП. Наконец, порядок отнесения к МП мог родиться только в сознании столичного истэблишмэна. Для районного центра, малое предприятие  с числом работающих 100 человек и объемом выручки 400 миллионов более чем градообразующее.  Для микро предприятия предусмотрена выручка 60 миллионов, что для районного уровня также запредельно. Очевидно, что для расширения льгот, необходима дифференциация отнесения к МП, хотя бы от региона. 
    Народная мудрость гласит: «казенного козла за хвост подержать, можно шубу сшить». Пункт 15 ст.4 ФЗ-223 дает возможность  предоставление госуслуг стоимостью до 100 тысяч производить без конкурса.
    Согласно ФЗ-223 с этого года в системе госуслуг будет учитываться доля малого предпринимательства. Это тот случай, когда, по моему мнению, малое предпринимательство может возродиться при выполнении следующих условий:
 - в госуслугах предусмотрена квота для МП,                                             - МП - число работающих до 10, выручка до 24 миллионов рублей, - для МП Сбербанк отменяет « плату за вход, выход, ведение счета», как это было до 2004 года,                                                                    - доступ к получению услуг по п.15 ст.4.ФЗ-223 только для МП,           - выдача аванса - сметная стоимость за минусом фонда заработной платы и плановых накоплений.
 - 
     02.02.2016.     8-920-895-***-28.    Дубовик Владимир Тимофеевич.

                        

Комментариев нет:

Отправить комментарий