Страницы

23 мая 2019 г.

Думаю, что у Артамонова с ТКО полная Ж,...

Сегодня зам министра строительства и ЖКХ Руслан Маилов провел пресс-конференцию, на которой заявил, что в районе поселка Куровской строить полигон они не будут. Что им указали  из Москвы, что рядом находится Национальный парк Угра. И соседство полигона повредит этому природному резервату. А накануне, в среду прошли публичные слушания в Боровске по расширению полигона ТКО в Тимашово. Есть там интересный момент, земля Боровского района, а выделение ее под расширение полигона выдала обнинская администрация. Отчет о слушаниях размещу позже. Хотя замечу, голосовали все против. И депутаты и население. А пока размещаю мнение Веры Косой.


Почему незаконно расширение полигона Тимашово в Боровском районе Калужской области . 
Ответы на этот вопрос вы получите из замечаний 
Калужской региональной экологической общественной организации «Живой город»
к предварительному варианту материалов ОВОС 
к проектной документации на строительство объекта 
«Индустриальный комплекс механико-биологической обработки, 
утилизации и размещения ТКО» 
(Боровский район Калужской области, д. Тимашово)

1. В разделе 1.1. «Общие сведения об объекте» не указан класс опасности проектируемого предприятия – Индустриального комплекса (далее – ИК).
Прямое предварительное указание необходимо в связи с тем, что данный объект имеет 1-й класс опасности, для которого установлена ориентировочная (нормативная) санитарно-защитная зона (далее – СЗЗ) в 1000 м. Разработчик предлагает уменьшить размер СЗЗ, но не желает афишировать необходимость утверждать уменьшение размера санитарно-защитной зоны для объектов 1 класса опасности решением Роспотребнадзора федерального уровня.
2. О территориальном расположении проектируемого ИК.
А) В разделе 1.1. «Общие сведения об объекте» указано:
«Весь персонал проектируемого ИК будет использовать существующую инфраструктуру и административно-бытовой комплекс действующего полигона Тимашово, примыкающего к участку строительства.» 
«В производственную структуру ИК входят две производственные зоны:


а) Зона эксплуатируемого объекта Полигон Тимашово, расположенного на прилегающей территории, включающая объекты:
– административное здание с санитарно-бытовыми помещениями;
– площадка заправки техники дизельным топливом.»
Б) В разделе 3.1. «Физико-географические условия» указано:
«В административном отношении ИК расположен в Боровском районе Калужской области.
На прилегающей к ИК территории… в юго-восточном направлении расположен Тимашовский Полигон ТБО.»
В) К материалам ОВОС приложен договор аренды всех трех земельных участков, на которых предполагается расположить ИК (договор от 05.10.2018).
Арендатором является ГП КРЭО.
Однако арендодателем выступает не администрация Боровского района, как следовало бы ожидать. Все земельные участки предоставляет в аренду администрация города Обнинска. При этом в материалах ОВОС не поясняется, на чем основано заключение договоров аренды с таким «ненадлежащим» арендодателем.
Но объяснение очевидно.
Земли Боровского района были переданы в аренду администрации города Обнинска для организации полигона захоронения твердых бытовых отходов. Часть переданных земель осваивалась долгие годы для функционирования полигона ТБО (МП «Полигон» г. Обнинска), а часть земель оставалась в резерве для дальнейшего расширения полигона. Именно она и передана сейчас в аренду ГП «КРЭО».
Таким образом, материалы ОВОС свидетельствуют о том, что сооружение ИК фактически является ничем иным как расширением (реконструкцией) действующего полигона ТБО, а именно: строительство новых объектов на резервной территории действующего полигона; включение в производственную структуру ИК двух производственных зон действующего полигона.
Этот факт не учтен разработчиком, хотя он серьезно изменяет оценку воздействия сооружаемого объекта на состояние окружающей среды.
3. Оценка воздействия на окружающую среду.
При оценке воздействия на окружающую среду разработчиком ОВОС произведены расчеты выбросов вредных (загрязняющих) веществ (далее – ЗВ) только для источников загрязняющих веществ (ИЗА) сооружаемого объекта. Отметим, что расчеты проведены для 26 ЗВ, поступающих в атмосферный воздух при эксплуатации ИК (полигона ТКО).
Для оценки состояния атмосферного воздуха (раздел 3.2.) в районе размещения ИК разработчик материалов ОВОС установил фоновые концентрации в соответствии с РД 52.04.186-89 и на основании Временных рекомендаций «Фоновые концентрации вредных (загрязняющих) веществ для городских и сельских поселений, где отсутствуют регулярные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха» на период 2019–2023 гг. В этой справке приводятся среднесуточные концентрации только для шести ЗВ, гипотетически определенные для малонаселенных и не имеющих промышленности территорий.
При этом, в Справке, выданной Калужским ЦГМС – филиалом ФГБУ «Центральное УГМС», указано, что «значения фоновых концентрация сероводорода, формальдегида, железа оксида, марганца и его соединений, аммиака, углерода (сажа), фториды газообразные, матана, ксилола, толуола, этилбензола, бензина, керосина, алканы С12-С19, пыли неорганической 70-20%SiO2 не определены из-за отсутствия данных наблюдений». 
Возникает закономерный вопрос: На каком основании разработчик не учел в расчетах выбросы тех же 26-ти вредных (загрязняющих) веществ прилегающего к ИК действующего полигона (или даже большего количества наименований, учитывая устаревшие технологии, используемые давно эксплуатируемым Полигоном Тимашово) ЗВ?
Действующий полигон ТБО подлежит обязательному мониторингу выбросов ЗВ надзорными ведомствами. Поэтому можно однозначно утверждать, что «данные наблюдений» есть, но не использованы, и понятно почему.
В материалах ОВОС отмечены возможные случаи довольно высоких концентраций ЗВ: оксид углерода 0,36 ПДК, оксид азота 0,1 ПДК, диоксид азота 0,32 ПДК. И есть все основания полагать, что при включении в расчет реальных выбросов полигона Тимашово, вывод разработчика о незначительных уровнях загрязнения атмосферы на границе жилых зон не будет достаточно обоснованным.
3. Определение размеров санитарно-защитной зоны (СЗЗ).
А) В разделе 4.3. «Рекомендации по установлению санитарно-защитной зоны» разработчик указывает, что
«В составе ИК предусмотрено размещение основных производств, классифицированных по опасности промышленных объектов и производств, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:
а) Класс I – санитарно-защитная зона 1000 м
– п. 7. Мусоросжигательные, мусоросортировочные и мусороперерабатывающие объекты мощностью от 40 тыс. т/год.»
Б) Разработчик заявляет, что:
«В виду того, проектируемый объект расположен в 964 м юго-западнее дачных участков д. Кривское, в 894 м северо-восточнее д. Тимашово, санитарно-защитная зона требует сокращения в направлении нормируемых территорий.»
В) Разработчик заявляет, что:
«Проведенные расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе показали, что уровень загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) на границе санитарно-защитной зоны ИК составляет менее 1 ПДК.»
И включает в материалы ОВОС Таблицу 4.4, которая прописывает размер СЗЗ во все стороны света – 800 м.
Между тем, порядок изменения установленных СЗЗ (то есть, в данном случае, уменьшение СЗЗ от 1000 м до 800 м) жестко установлен СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и требует, в частности:
«4.2. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ на основании:
– предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ;
– экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями.»
Между тем, в материалах ОВОС:
– отсутствует проект обоснования расчетной СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненный аккредитованной организацией;
– отсутствует указание на то, какая организация выполняла обоснование расчетной СЗЗ. Не приложен документ об аккредитации какой-либо организации (ЗАО «Геополис» или др.) на проведение расчетов санитарно-защитных зон;
– отсутствуют документы об экспертировании и согласовании проекта СЗЗ.
Таким образом, заявленное разработчиком уменьшение установленной СЗЗ (1000 м) до «расчетной» (800 м) совершенно необоснованно, так как отсутствуют проект обоснования; экспертиза проекта СЗЗ; предварительное заключение службы Роспотребнадзора; утверждение СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ.
4. О структуре полигона и СЗЗ.
Как было показано выше в Тимашово имеет место не строительство отдельного объекта – Индустриального комплекса механико-биологической обработки, утилизации и размещения ТКО, а расширение (реконструкция) действующего Полигона Тимашово. Расположенные рядом два объекта с общими производственными зонами, с одинаковым функционалом (сортировка, обработка, утилизация и размещение ТКО) с точки зрения охраны окружающей среды не могут рассматриваться отдельно друг от друга.
В данном случае необходимо разработать единую СЗЗ, которая будет учитывать и расчетные выбросы ЗВ ИК и фактические плановые и внеплановые замер концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, которые проводились в рамках мониторинга выбросов ЗВ действующего предприятия – МП «Полигон».
4. Диоксины.
В перечне вредных (загрязняющих) веществ отсутствуют диоксины. Хотя в специальной литературе неоднократно указывалось, что диоксины присутствуют в составе свалочного газа (в теле полигона) и, кроме того, диоксины начинают активно образовываться уже при температурах около 70 гр., а технология ИК предусматривает выдерживание биологических отходов в климатических камерах в течение 4-х недель при рабочей температуре 85 гр.

Комментариев нет:

Отправить комментарий