К нам поступил документ по территориальному планированию по ТБО. Документ очень обьемный. Поэтому буду размещать частями.
Одной из глобальных проблем человечества является
производство отходов, которое во всем мире нарастает темпами, опережающими их
переработку, обезвреживание и утилизацию.
Ежегодно в Российской Федерации образуется более 7
миллиардов тонн коммунальных, сельскохозяйственных, промышленных и иных видов
отходов. Объем образования твердых коммунальных отходов (ТКО) в населенных
пунктах Российской Федерации составляет 150 млн куб. м (30 млн тонн) в год.
Основная часть ТКО складируется на полигонах различного типа и многочисленных
свалках.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, установила в
качестве главной цели экологической политики государства на среднесрочную
перспективу значительное улучшение качества природной среды и экологических
условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически
ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных
производств.
Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и
обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018
№ 84-р направлена на формирование и перспективное развитие отрасли
промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, объединяющей
в своей инфраструктуре:
§
хозяйствующие субъекты, реализующие деятельность
по созданию, производству и выпуску техники, технологий, установок,
оборудования для обработки, утилизации и обезвреживания отходов;
§
научно-исследовательские, опытно-конструкторские
организации, учреждения, занятые в сфере разработки инновационных технологий
ресурсосбережения, обработки, утилизации и обезвреживания отходов;
§
хозяйствующие субъекты одной или нескольких
отраслей экономики, осуществляющие деятельность в области обработки, утилизации
и обезвреживания отходов, производства продукции из вторичного сырья.
В настоящее время деятельность в
области обращения с отходами на территории Калужской области сопровождается
значительными потерями ресурсов и увеличением степени загрязнения окружающей
среды. Подавляющая часть твердых коммунальных отходов направляется на
захоронение.
При этом система сбора и анализа
статистической информации об обращении ТКО охватывает не все источники их
образования, средства объективного учета отсутствуют.
Преобладание удаления ТКО посредством
захоронения и имеющиеся нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических
требований при их размещении ведет к ряду проблем, которые связаны с негативным
воздействием на окружающую среду и среду обитания, включая:
а) загрязнение и захламление земель;
б) загрязнение верхних водоносных
горизонтов токсичными веществами, содержащимися в фильтрате, образующемся на
полигонах захоронения ТКО;
в) выделение больших объёмов биогаза,
содержание в котором преимущественно метана и углекислого газа приводит к
изменению климата, а также к самовозгоранию и горению полигонов захоронения
ТКО;
г) негативное воздействие на среду
обитания при возгорании полигонов (задымление).
Кроме того безвозвратно теряются
материальные и энергетические ресурсы, которые могли бы быть повторно
использованы, в том числе в качестве сырья для производства ряда товаров
(продукции).
Сократить поток отходов на объекты их захоронения можно
только одним способом – масштабным и своевременным выделением из твердых коммунальных
отходов ресурсов, пригодных для вторичного использования. При такой постановке
задачи одним из важнейших элементов территориальной схемы является организация
системы накопления, сбора и извлечения утильных фракций отходов при обработке
(сортировке).
Таким образом территориальная схема обращения с отходами на
территории Калужской области должна строиться на основе следующих принципов:
1. Максимальное использование ресурсного потенциала
отходов. Данный принцип предполагает исключение захоронения отходов, обладающих
ресурсным потенциалом, путем построения системы, направленной на извлечение
максимального количества вторичного сырья за счет внедрения раздельного сбора,
современных систем сортировки отходов, создания производств по переработке
вторсырья.
2. Минимизация количества отходов, направляемых на
захоронение. Реализация данного принципа осуществляется с целью снижения
негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду за счет
отбора утильных фракций в виде вторичного сырья.
3. Укрупнение объектов обращения с отходами с целью
повышения экономической эффективности инвестиций в развитие отрасли,
строительства более совершенных объектов и минимизации негативного воздействия
на окружающую среду. Данный принцип подразумевает строительство
межмуниципальных объектов. Ограничением при реализации данного принципа
является необходимость обеспечения оптимальной логистической доступности
объектов с целью сохранения надежности функционирования системы удаления
отходов и минимизации расходов населения на оплату жилищных услуг.
4. Максимальное вовлечение частных инвесторов в систему
обращения с отходами. Внедрение современных технологий потребует значительных
инвестиций. В соответствии с принятой в Российской Федерации концепцией
развития ЖКХ основой развития отрасли должно стать максимальное привлечение
частных инвестиций и обеспечение функционирования отрасли за счет рыночных
механизмов.