1 июн. 2011 г.

Путину закон об образовании не понравился

Путин потребовал расширить общественное обсуждение закона «Об образовании»
В Москве прошло пленарное заседание в рамках съезда Всероссийского педагогического собрания «Учитель, семья, общество – инновационные модели взаимодействия» состоялось в Национальном исследовательском технологическом университете стали и сплавов. Открыл мероприятие глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, который поприветствовал делегатов и намекнул, что работа съезда будет иметь законодательные последствия. «Вчера встречался с участниками круглых столов, результатом встречи будут определенные шаги», – сказал Фурсенко, впрочем, не пояснив о чем идет речь.

После выступления министра слово взяла председатель педагогического собрания Валентина Иванова, которая сообщила делегатам съезда, что Всероссийское педагогическое собрание включено в состав Общероссийского народного фронта. (Это уже вторая крупная общественная организация, связанная с образованием, которая примкнула к рядам народного фронта. Ранее стало известно о присоединении к фронту Российского союза студенческих организаций). «Мы это рассматриваем как знак доверия», – заявила Валентина Иванова. В ответ зал разразился бурными овациями, а некоторые даже привстали со своих мест в знак полного одобрения альянса педагогов с властью.

Участники предложили «вернуться к практике на получение учителем пенсии за выслугу лет в полном объеме», обсудили распределение денег, которые премьер не так давно пообещал выделить для прибавления зарплат учителям и на модернизацию школам: с трибуны звучали реплики о том, что «инициативы Путина неправильно трактовались многими регионами» в том смысле, что было обещано поднять зарплаты до среднего уровня по экономике, но в регионах по России зарплаты разные. Во время круглых столов съезда звучали предложения распределить неожиданно свалившееся на учительство дополнительное «предвыборное» финансирование не по количеству отработанных часов, а исходя из качества знаний учеников и степени их комфортности пребывания в школе. Одним из самых приемлемых был признан вариант, когда 70% зарплаты – базовая доля, а 30% –стимулирующая. Но это было лишь предложением делегатов съезда, и как будут в итоге распределяться деньги, осталось непонятным.

После перерыва пленарного заседания на трибуне появились премьер Владимир Путин и вице-премьер Александр Жуков. В первую очередь премьер напомнил, что в текущем году консолидированный бюджет на образование составляет более двух триллионов рублей и что деньги, потраченные на нацпроект «Образование» уже, так или иначе «работают». «За время реализации нацпроекта «Образование» в России на 40% снизилось количество преступлений совершенных несовершеннолетними. В три с половиной раза сократилось количество детей, исключенных из учебных учреждений по неуспеваемости», – отметил он.
Премьер пообещал, что к 2016 году количество школ с безбарьерной средой для детей с ограниченными возможностями возрастет больше, чем в восемь раз (с 1200 до 10 тысяч). Отметил, что усилия образовательного сообщества должны быть направлены на поиски и развитие талантов. «С этого года начнем создавать центры поддержки для одаренных детей, школы при ведущих вузах, в том числе и при национально-исследовательских университетах», – заявил он.

«Система ЕГЭ нуждается в совершенствовании, с точки зрения расширения общественного контроля за проведением экзамена. Не на 100% защищены процедуры ЕГЭ от разного рода злоупотреблений, и в этом смысле критика со стороны преподавателей вузов, школьных учителей и родителей справедлива. Основная цель – двигаться сторону объективной независимой оценки качества обучения и качества работы самих педагогов», – сказал Путин, после чего высказал пожелание по поводу работы над проектом образовательных стандартов для старшеклассников. Премьер подчеркнул, что в рамках стандартов должна преподаваться вся основная образовательная программа, включая такие предметы, как «русский язык, литература, иностранный язык, математика, физика, химия, история, биология, физкультура и так далее».

Затем Путин выразил недовольство процедурой общественных обсуждений законопроектов. «Я убежден, что базовые документы, такие как закон «Об образовании», эффективно работают только в том случае, если они будут понятны и приняты обществом. Мало совещаться узким кругом экспертов и вывешивать проекты на специальных сайтах федеральных и региональных ведомств. Такая формальная экспертиза никому не нужна и малоэффективна. Нужно выстраивать живые коммуникации и внимательно прислушиваться ко всем вопросам ,которые высказываются родителями и самими учителями. Я прошу считать прямым поручением Минобрнауки и коллегам на местах провести работу по донесению законопроекта до общественности», – отрезал премьер.

Присутствующих депутатов из регионов и «коллег из субъектов федераций» он попросил наметить объемы работ по ремонту школ и подготовить необходимые сметы и привел неутешительную статистику по состоянию школьной инфраструктуры. «Сегодня в России 10 тысяч школ требуют капитального ремонта, 20% школ не имеют системы водоснабжения, 15% системы центрального отопления и четверть не имеет канализации. Более 900 школ находится в аварийном состоянии», – отметил он и добавил, что принято решение в текущем и будущем году выделить из федерального бюджета по одному миллиарду рублей дополнительно на решение проблем школ. – Мы приняли решение рассчитывать объем поддержки исходя из количества учащихся в городских и сельских школах, причем на сельских школьников средства будут выделяться в двойном размере».
Согласно данным главы правительства, в ближайшие два года в российские регионы поступит дополнительно сто двадцать миллиардов рублей из федерального бюджета. Первые двадцать миллиардов рублей перечислят регионам уже в августе текущего года, на следующий год – еще 60 миллиардов, и в 2013 году – 40. (По информации, озвученной премьером, зарплата учителей сейчас составляет от пяти с половиной до пятнадцати тысяч рублей , при средней зарплате по экономике на 2010 год 22 тысячи 624 рубля.)

В рамках облегчения условий труда учителей премьером было дано два указания Минобрнауки. Первое – согласовать понижение ставки учителя по часам нагрузки. (Сейчас нагрузка учителя в разных регионах по стране составляет от 24 часов до 36 часов в неделю, однако премьер не назвал точное количество часов, которые будут «сняты» с учительской нагрузки).

Путин указал на огромное количество отчетности, которую школы вынуждены сдавать в различные проверяющие и вышестоящие органы, и попросил Минобрнауки, субъекты федерации, а так же муниципальные образования пересмотреть перечь представляемой образовательными учреждениями отчетности, освободить школьную администрацию от «бессмысленной работы».

В заключение он успокоил делегатов, пообещав, что несмотря на различные слухи и сообщения в СМИ о введении платного образования и самоокупаемости, государство продолжит финансирование учебных учреждений в полном объеме, а «о переходе на платное образование в рамках школьной программы не может быть и речи». Наталья Зиганшина

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...