Главы Минрегиона Игорь Слюняев и Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с предложением дезавуировать новые правила оплаты гражданами услуг ЖКХ, введенные правительством Владимира Путина. Недовольство чиновников вызвали введение оплаты общедомовых коммунальных нужд, обязанность граждан отчитываться о показаниях приборов учета и система федеральных субсидий по федеральным льготникам. Эксперты полагают, что откат к прежним правилам результатов не принесет.
Недовольство чиновников вызвало 
постановление правительства N354 "О предоставлении коммунальных услуг 
собственникам и пользователям помещений", подписанное премьер-министром 
Владимиром Путиным 6 мая 2011 года, которое по замыслу прежнего кабинета должно 
было сделать ЖКХ рентабельным. Частями документ начал действовать с сентября 
2012 года и окончательно вступит в силу в 2015 году.
Вчера на совещании у Дмитрия 
Медведева глава Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергей Новиков утверждал, 
что собственно тарифное регулирование, которое находится под федеральным 
контролем, в первом и втором полугодиях 2013 года на общем объеме платежей 
граждан за ЖКХ скажется "незначительно". В свою очередь глава Минрегиона Игорь 
Слюняев объявил о том, что в 2012 году новые правила оплаты уже привели к 
15-процентному росту общего платежа. Такой рост, по его словам, зафиксирован в 
14 регионах, в том числе в Московской области, Сибири и Поволжье. 
Ответственность за рост стоимости услуг ЖКХ выше уровня инфляции министр 
возложил на новые правила — в частности, на требование оплаты расходов на 
общедомовые нужды: они "зачастую стали включаться одновременно в две строки в 
платежке — за коммунальные услуги и за содержание и ремонт общедомового 
имущества".
Две другие претензии к правилам 
были сформулированы Сергеем Новиковым. Он предложил отменить обязанность граждан 
уведомлять сбытовые организации с 23-го по 26-е число каждого месяца о 
показаниях приборов учета "под угрозой выставления повышенных счетов". Также 
господин Новиков потребовал пересмотреть правила предоставления субсидий 
федеральным льготникам — сейчас они рассчитываются из социальных норм жилья, а 
не его реальной площади.
По мнению главы ФСТ, это "очень 
ограниченное число недочетов этого постановления" — на самом деле их больше, и 
конечно, их надо в самое кратчайшее время исправить. Игорь Слюняев предложил 
Дмитрию Медведеву отдать поручение Минрегиону, Минэнерго и ФСТ вернуться к 
старым правилам оценки услуг ЖКХ. Старая методика, по его мнению, "оправдывала 
свою эффективность, не было недопонимания, не было избыточных начислений в 
работе предприятий коммунального хозяйства". Другое предложение Игоря Слюняева 
звучало гораздо более туманно: "Нам не хватает регулятивных 
функций".
Напомним, что новые правила 
предоставления услуг ЖКХ утверждались весной 2011 года и должны были 
ликвидировать пробелы госрегулирования отрасли, зафиксированные в редакции, 
утвержденной постановлением N307 от 26 мая 2006 года. "Они предполагали 
пересмотр нормативов потребления услуг ЖКХ, в которые уже было "зашито" 
общедомовое потребление, и если этого пересмотра не было — прямая задача 
прокуратуры выяснить, почему не выполняется действующее законодательство",— 
говорит источник "Ъ" в Минрегионе. Первые платежки по новым правилам граждане 
получили в ноябре 2012 года (по фактическому потреблению услуг ЖКХ в октябре), и 
пока оценить их использование у ведомства не было времени.
По оценке же Сергея Сиваева из 
Института экономики города, откат к прежней редакции "Правил..." пользы не 
принесет — проблема, которая вызывает протесты плательщиков, существовала и в 
прошлой редакции и обусловлена идеологическим подходом к отраслевому 
регулированию. "Коммунальные услуги — это то, что потребляется жильцами, и 
дописывать к ним какие-то дополнительные услуги вне квартиры неправильно, это 
провоцирует управляющие компании и ТСЖ никак не бороться с утечками в 
общедомовых сетях, просто дописывая их в счет. Все, что вне квартиры,— это 
сторона УК, и эти расходы должны включаться в стоимость управления",— считает 
эксперт. В целом же господин Сиваев оценивает введение новых правил ЖКХ как 
попытку "залатать дыры без оглядки на системное воздействие с закономерным 
результатом".
Впрочем, в Москве "общедомовые 
услуги все-таки были "зашиты" в затраты УК и дотируются из бюджета, это огромные 
средства, и на эффективности УК это никак не сказывается",— парирует собеседник 
"Ъ" в Минрегионе. Ведомство предполагало, что на общедомовые нужды будет 
расписываться до 10-12% всего потребления услуг ЖКХ, но в реальности эта доля 
достигает 30%.
Подходы же правительства к 
субсидированию ЖКХ вызывают вопросы у всех опрошенных "Ъ" экспертов. Так, по 
оценке Сергея Сиваева, потолок оплаты ЖКХ населением всегда был в РФ 
"статистической величиной", которая устанавливалась для нужд Минфина 
прогнозировать бюджетные субвенции. Введение же предельных уровней роста тарифов 
ЖКХ в 2007 году для регулирования инфляции усугубило ситуацию — из-за этого те 
регионы, которые успели повысить тарифы до реальных показателей стоимости услуг, 
смогли тратиться на реальную модернизацию "коммуналки", а отстающие "не могут 
выбраться из финансовой ямы и ждут краха, не имея средств на обновление". По 
словам собеседника "Ъ" в Минрегионе, для последних ситуацию катастрофически 
усугубляют все виды неплатежей: глубина кассового разрыва у компаний в отрасли 
достигает полугода, около 50% населения платит за услуги ЖКХ с отсрочкой в 
два-три месяца.
Отметим, что какое бы решение ни 
было в итоге принято (откат к старым правилам или корректировка новых), оно, 
вероятнее всего, приведет к возникновению новых "системных" проблем, о которых и 
предупреждал в своем выступлении господин Новиков. Ситуация тем временем 
усугубляется недавними отставками в подведомственном Минрегиону агентстве по 
строительству и ЖКХ, о которых "Ъ" писал 24 и 26 декабря,— тогда, в частности, 
стало известно об отставке автора обеих версий обсуждаемых правил, замглавы 
Госстроя Ирины Булгаковой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий