5 окт. 2013 г.

О результатах

участия Калужской области в пилотном проекте
по апробации отдельных институтов Федеральной контрактной системы
           Путь любых реформ, любого прогресса непрост. Необходимо отдавать себе отчет в том, что работа с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) неизбежно будет связана с определенными трудностями, т.к. он охватывает весь закупочный цикл, усложняет и расширяет процедуры закупок, вводит нормирование, обоснование и новые правила планирования закупок, внедряет мониторинг, аудит, надзор и контроль (в том числе, общественный) за соблюдением устанавливаемых требований.  

Чтобы минимизировать эти трудности, было принято решение об участии региона в пилотном проекте по апробации отдельных институтов контрактной системы в субъектах Российской Федерации.

Координация реализации пилотных проектов возложена на департамент Правительства Российской Федерации по формированию системы «Открытое правительство», а также Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций.

В эксперименте, кроме Калужской области приняли участие 6 субъектов  Российской Федерации: Вологодская, Новосибирская, Ульяновская области, Республики Татарстан и Башкортостан, и Красноярский край.

В целях обеспечения взаимодействия органов федеральных координаторов с органами государственной власти Калужской области и координации региональных участников пилотного проекта была создана Межведомственная рабочая группа.

Группа начала работу с разработки плана мероприятий по внедрению механизмов контрактной системы, определения участников пилотного проекта из наиболее продвинутых заказчиков и распределения обязанностей между ними.  

Кураторами пилотного проекта для апробации были определены следующие институты контрактной системы: планирование, нормирование и обоснование закупки, формирование начальной (максимальной) цены контракта, способы определения  поставщика. 

Работа велась по следующим основным направлениям:

Первое – это работа с нормативной правовой базой, которую пришлось полностью перерабатывать и значительно  расширять.  

Второе – проведение и организация мероприятий общественного обсуждения разработанных в рамках проекта документов и материалов.

Следующее немаловажное направление работы – это практическое использование норм Закона, в части формирования проектов плана закупок и плана-графика закупок, нормирования, обоснования потребностей их цены и способа закупки в соответствии с требованиями нового законодательства.

На заседаниях рабочей группы определялись перечни закупок, подлежащих обоснованию и нормированию, давалась оценка трудовым и временным затратам на подготовку проектов региональных нормативных правовых актов,  перерабатывались документы, предложенные Высшей школой экономики, с учетом региональных особенностей.

Большая роль по участию в пилотном проекте была отведена информационно-маркетинговому центру (далее – ИМЦ), созданному на базе бюджетного специализированного учреждения «Фонд имущества Калужской области».

ИМЦ принимал участие в:

- формировании библиотеки типовых требований к потребительским свойствам закупаемых товаров;

-  формировании библиотеки типовых контрактов на поставку товаров (работ, услуг);

-     формировании базы ценовой информации по стандартным закупкам;

- оценке трудовых и временных затрат по подготовке проектов региональных нормативных правовых актов.

Одна из сложнейших функций – установление стандартных требований к закупкам, подлежащим обязательному нормированию, прорабатывалась ИМЦ совместно с министерством финансов Калужской области.  

Министерством развития информационного общества и инноваций Калужской области было организовано проведение видеоконференций с субъектами – участниками пилотного проекта. Прямое общение с коллегами   позволило обсудить и принять рациональное решение по многим вопросам.    Кроме того, по инициативе данного министерства на портале органов власти региона был создан сайт для участников пилотного проекта, чтобы они смогли обмениваться информацией о проделанной работе и размещать проекты нормативных правовых актов.   

В рамках оказания методической поддержки кураторами проекта для участников пилотных регионов была организована серия вебинаров, на которых обсуждались различные темы по реализации пилотного проекта, давались конструктивные разъяснения отдельных положений нового Закона. Участники вебинара могли в режиме реального времени задать вопросы и получить ответы от экспертов по закупкам.

Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций уделяет особое внимание вопросам общественного контроля и развития различных форм и механизмов общественного обсуждения закупок. В целях обеспечения публичности и активизации механизмов общественного участия и контроля за закупками в регионе были проведены мероприятия, посвященные вопросам участия общественности в контроле за закупками в рамках контрактной системы и участия региона в пилотном проекте. На форуме регионального сайта министерства конкурентной политики (далее – министерство) организовано общественное обсуждение проектов документов, разработанных на федеральном уровне, а также проектов региональных нормативных правовых актов, принятие которых планируется в соответствии с Законом. Для общественных организаций 19 июля 2013 года был проведен круглый стол, посвященный обсуждению участия общественности в контроле за закупками в рамках нового законодательства о контрактной системе.  

24 июля 2013 года состоялась пресс-конференция с участием заместителя Губернатора Калужской области Шерейкина М.Л., членов Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, представителей Высшей школы экономики и Национальной Ассоциации Института Закупок. В тот же день было проведено Открытое совещание на тему: «Правовые основы и предпосылки эффективности участия общественности в процедурах осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд» с участием представителей общественных организаций и бизнес-структур, а также профильных министерств и подведомственных учреждений Калужской области, принимающих участие в пилотном проекте. В общественном обсуждении проектов документов приняли участие: Калужское отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Калужская торгово-промышленная палата, Ассоциации молодых предпринимателей Калужской области.

Материалы проведенной пресс-конференции и открытого совещания    освещались федеральными и региональными средствами массовой информации.  

После состоявшегося в г. Калуге круглого стола, было получено письмо  руководителя проектного офиса по реализации пилотного проекта Высшей школы экономики и Национальной Ассоциации Института Закупок, в котором он отметил  продуктивную работу министерства конкурентной политики Калужской области и пилотных заказчиков, также наличие в Калужской области устойчивой организационной и кадровой основы к внедрению и дальнейшему развитию институтов контрактной системы. 

Создание общественного контроля в рамках контрактной системы  является совершенно новым шагом к повышению открытости деятельности органов исполнительной власти и госучреждений. Органы государственной власти обязаны обеспечить возможность осуществления общественного контроля в целях реализации принципов контрактной системы, предупреждения и выявления нарушений требований законодательства и информирования заказчиков и контрольных органов о выявленных нарушениях. Эффективность общественных слушаний будет зависеть от чёткой регламентации действий госзаказчиков, главных распорядителей бюджетных средств, контрольных органов, общественных организаций. 

Нужна новая система организации работы с госзакупками в органах власти, которая включает в себя внедрение персональной ответственности за результат, рейтингование заказчиков, оценку эффективности закупочной деятельности по чётко определённым показателям. Решение этих вопросов находится в компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, который уполномочен  на осуществление функций по взаимодействию с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок,  реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта, организации мониторинга закупок, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации. Создание такого органа предусмотрено новым законодательством и находится в компетенции правительства региона.

Участники пилотного проекта, госзаказчики сегодня испытывают большой дефицит методической поддержки при подготовке и введении института контрактной системы. Отдельная проблема – это квалификация персонала и способность сотрудников контрактных служб работать в новых условиях. Эту    задачу, масштабную по своему значению – обучение заказчиков, министерство сегодня решает.

На базе Фонда имущества области создан учебный центр по методической поддержке деятельности  заказчиков, а также профессиональной подготовке.

Центр уже провел ряд обучающих семинаров, в том числе с выездом в муниципальные образования области. С октября текущего года запланировано проведение курсов повышения квалификации для государственных и муниципальных заказчиков области. Информация о возможности прохождения переобучения будет размещена на региональном сайте и доведена до сведения заказчиков. Масштабное прохождение обучения в пределах региона, будет способствовать скорейшей адаптации заказчиков к новым требованиям законодательства о закупках. 

Благодарим Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций, Высшую школу экономики, региональных участников пилотного проекта, членов межведомственной рабочей группы за неоценимую поддержку в ходе реализации пилотного проекта.  

Как было отмечено на встрече 5 сентября 2013 года Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева с Министром Правительства Российской Федерации Михаилом Анатольевичем Абызовым и членами Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации: «Совершенствование принятого закона обязательно потребуется. Кроме того, необходимо выработать механизмы быстрого реагирования                 на те проблемы, на те конкретные случаи, с которыми сталкиваются закупщики».

В связи с этим, планируется сформировать консолидированный перечень предложений о возможных направлениях внесения изменений и дополнений в Закон и соответствующие федеральные законы по итогам пилотной апробации. Направленные в адрес координаторов предложения Калужской области по совершенствованию закупок позволят повысить открытость, эффективность и совершенствование системы госзаказа.  

Для Калужской области участие в данном пилотном проекте станет ценным опытом, который позволит с нового года включиться в полноценную работу в рамках нового законодательства.

 

 

 

Министр конкурентной политики                                                                                

Калужской области                                                                             Н.В.Владимиров

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...