29 дек. 2013 г.

Обращение Общественного Совета

при министерстве тарифного регулирования Калужской области   Уважаемые депутаты Законодательного Собрания Калужской области!   Общественный совет при министерстве тарифного регулирования Калужской области (далее – Общественный совет) обращается в Законодательное Собрание Калужской области по итогам рассмотрения и обсуждения вопроса о формировании социальных норм потребления энергоресурсов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 614 (электроснабжение) и ожидаемых последствиях.   Общественный совет считает этот вопрос крайне актуальным для всего населения области, органов государственного управления и органов муниципального управления и требующим особого внимания законодательного (представительного) органа власти Калужской области.   По данным Минэнерго России, примерно треть потребляемой в стране электроэнергии теряется из-за нерационального использования. При этом реальный сектор экономики страдает от так называемого перекрестного субсидирования, когда тарифы на электроэнергию для собственников жилья занижаются за счет повышенных ставок для предприятий и организаций. Для устранения этой ценовой диспропорции было издано Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» о вводе в стране социальных норм потребления электроэнергии, согласно которому в пределах определенного объема цена 1 кВт ч электроэнергии будет для потребителей ниже экономически обоснованной, а сверх этой нормы она может быть значительно выше. Это должно было стать стимулом для населения экономить электричество, использовать энергосберегающие технологии. В пилотных субъектах Федерации плата за коммунальную услугу по электроснабжению с применением социальной нормы рассчитывается с 1 сентября 2013 г. Это Забайкальский, Красноярский края, Владимирская, Нижегородская, Орловская, Ростовская области. С 1 июля 2014 года социальные нормы должны быть введены на всей территории страны. В дальнейшем их предполагается распространить и на другие услуги ЖКХ. В Калужской области полномочия по установлению социальной нормы потребления Постановлением Правительства области от 20.09.2013 № 490 переданы министерству тарифного регулирования Калужской области (регулятору).   Рассмотрим основные проблемы при введении социальных норм. 1. Диапазон социальных норм потребления электроэнергии, введенных в пилотных регионах, очень велик – от 50 кВт ч до 200 кВт ч в месяц на человека. Это свидетельствует об отсутствии реального экономического обоснования уровня энергопотребления населения. В России, при гораздо более суровом климате, уровень энергопотребления населением в четыре раза ниже, чем в США, и в два раза ниже, чем в Германии. Пониженный уровень потребления электроэнергии является следствием низких стандартов качества жизни. Стимулирование населения к снижению и без того недостаточного уровня потребления противоречит стратегии развития общества, приведет к вынужденному отказу от пользования современной домашней техникой. Введение социальных норм потребления населением энергетических ресурсов фактически не стимулирует возможность снижать энергопотребление, но вызовет при этом повышение тарифов за потребляемые населением энергетические ресурсы за пределами социальной нормы. Что будет еще одним механизмом повышения расходов на оплату коммунальных услуг и неминуемо вызовет рост социальной напряженности.   2. Применение социальных норм потребления населением энергетических ресурсов не даст экономического эффекта, но потребует увеличения объема работы органов управления по формированию и постоянной актуализации базы данных: о количестве зарегистрированных лиц, проживающих в жилых помещениях, о количестве аварийного и ветхого жилого фонда, о количестве одиноких пенсионеров и инвалидов, о численном составе домохозяйств и т.д. Сложность формирования и применения социальной нормы для населения при расчетах оплаты за потребленные ресурсы несоразмерно велика и является высоко затратным мероприятием по сравнению с иллюзорной выгодой по сокращению перекрестного субсидирования. Представитель ОАО «Калужская сбытовая компания» (далее – ОАО «КСК») проинформировал членов Общественного совета и представителей регулятора о том, что введение социальных норм потребует от них: – полного пересмотра инструментариев расчёта бытовых потребителей, то есть создания совершенно нового программного продукта в связи с вводимыми изменениями порядка расчетов; – большого объёма работы ОАО «КСК» по сбору, проверке, корректировке, мониторингу информации, необходимой для создания базы данных жителей области; - организации взаимодействия и определения зон ответственности руководителей всех заинтересованных сторон и организаций, которые будут вынуждены исполнять норму потребления и представлять сведения для создания данной базы, вплоть до необходимости создания специальной комиссии на уровне заместителя Губернатора Калужской области.   3. Введение социальной нормы потребления электрической энергии для населения не приведет к достижению декларированной цели – снижению объемов перекрестного субсидирования, не позволит оптимизировать отечественную энергетику, поскольку: а) Население потребляет всего 10% – 12% энергоресурсов, причем потребляет электроэнергию низкого напряжения. б) Тариф на низкое напряжение выше, чем на высокое напряжение. в) Разница в тарифах для населения и промышленности в Калужской области относительно невелика, и проблема перекрестного субсидирования практически решена.   4. В отдельных регионах уже выступили против введения соцнорм. Так, 10 декабря депутаты Мурманской областной Думы написали обращение к Главе Правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву с просьбой не внедрять социальные нормы в северных регионах страны. В настоящее время идет анализ реализации «пилотов». По его результатам можно будет сделать выводы о готовности регионов к внедрению социальной нормы потребления на электрическую энергию. Руководство НП «Сообщество потребителей энергии» (объединяет крупных потребителей энергии – ММК, НЛМК, «Русал», СИБУР, «Евраз», УГМК и других) указывает, что введение социальных норм не сможет полностью решить проблему перекрестного субсидирования. Таким образом, по мнению экспертов многих регионов России и экспертов, членов Общественного совета: – идея введения социальных норм оторвана от реального положения населения; – введение низких социальных норм приведет к значительному фактическому повышению тарифов на электроэнергию и соответствующим социальным последствиям, а высокие нормы дадут нулевой экономический эффект при запредельно высоком уровне управленческих издержек; – в Калужской области издержки реализации социальных норм не окупятся экономическим эффектом в связи с низким уровнем перекрестного субсидирования.   На основании вышеизложенного Общественный совет при министерстве тарифного регулирования Калужской области решил следующее: – направить обращение в Законодательное Собрание Калужской области с просьбой обратиться в Государственную Думу, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации с предложениями: – о переносе срока вступления в силу или отмене Постановления Правительства Российской Федерации № 614 о вводе социальных норм потребления электроэнергии; – о передаче полномочий принятия решения о вводе социальных норм потребления населением энергоресурсов на уровень регионов.         Председатель Общественного Совета​В. П. Богданов     dir="ltr" style="text-align: left;" trbidi="on">

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...