2 мар. 2014 г.

О мероприятиях по реализации государственной социальной политики

Указами Президента Российской Федерации предусмотрено повышение заработных плат следующим категориям работников бюджетной сферы: педагогические работники общеобразовательных  учреждений; педагогические работники дошкольных образовательных учреждений; преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профобразования;  педагоги дополнительного образования детей; педагогические работники организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;; социальные работники;  младший и средний медицинский персонал;  врачи.

Министерствами социального блока разработаны, согласованы с соответствующими федеральными министерствами и утверждены планы мероприятий («дорожные карты»), предусматривающие повышение эффективности бюджетных учреждений сфер образования, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения, а также поэтапное повышение оплаты труда их работников.

По данным федерального статистического наблюдения в 2013 году в регионе в основном выполнены поставленные задачи по повышению заработной платы соответствующих категорий работников (Приложение 1).
Одним из направлений повышения реального содержания зарплаты работников бюджетных учреждений является переход с 2009 г. на отраслевые системы оплаты труда, основной целью которого является введение принципов оплаты труда за конкретные результаты работы (сложность, напряженность, объемы, качество), обеспечение доступности и качества государственных услуг.

Принятие соответствующих законов позволило до вступления в силу Майских Указов Президента Российской Федерации:

- увеличить среднюю заработную плату работников в государственных учреждениях сферы физической культуры и спорта, туризма и молодежной политики Калужской области с 12479,00 руб. до 20135,00 руб. (в том числе за счет сокращения 150 должностей);

- в 2 раза повысить заработную плату работников государственных учреждений культуры и достичь уровня средней заработной  платы в размере 12 178,00 руб.;

-   на 20% повысить зарплату работникам учреждений социальной защиты;

- на 35 % повысить заработную плату работникам учреждений здравоохранения;

- в среднем на 30% увеличить фонд оплаты труда государственных образовательных учреждений;

- увеличить бюджетные ассигнования на повышение зарплаты работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, в том числе педагогических работников и мастеров производственного обучения.

По данным федерального статистического наблюдения за 2013 год в Калужской области заработная плата практически всех категорий работников, поименованных в Указах Президента Российской Федерации, выше, чем в регионах ЦФО кроме Москвы и Московской области (Приложение 2).

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 предусмотрено повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций.

В сфере здравоохранения начиная с 2009 года реорганизованы 2 государственных учреждения путём присоединения, в течение 2013 года проведена оптимизация штатной численности в государственных учреждениях здравоохранения, в течение года сокращен штат на 11%  (01.01.2013. – 29547,5 штатных ед., 01.01.2014. – 26164,75 штатных ед.); сокращено количество учреждений здравоохранения путем присоединения.

Оптимизация коечного  фонда круглосуточного стационара  в Калужской области проводилась в течение последних 10 лет и к 2014 году приведена в соответствие с  федеральными нормативами.  За эти годы  оптимизировано около 1000 коек.   Резервы оптимизации исчерпаны.

Постоянно проводится оптимизация штатной численности в государственных учреждениях здравоохранения. За период с 2009 года по 2013 год сокращение штатной численности работников составило 18,3 % (в 2009 году штатная численность составляла – 32013,25 шт. единиц, на 1 января 2014 года 26164,75 шт. единиц). Дальнейшая оптимизация штатной численности не целесообразна, так как не позволит выполнить Порядки оказания медицинской помощи, утвержденные приказами Министерства здравоохранения РФ.

В общих расходах, направляемых на оплату труда работников государственных учреждений здравоохранения, доля доходов, полученных от предпринимательской деятельности, составляет 7,6 %.

В сфере культуры проводится реорганизация филиалов библиотек и учреждений культурно-досугового типа в сельских поселениях с численностью населения до 400 человек  путем их слияния, а также укрупнения учреждений культурно-досугового типа и создание на их базе межпоселенческих культурно-досуговых центров. Проведена реорганизация областных учреждений путем слияния ГБУК КО «Калужский областной центр народного творчества» и ГБУК КО «Калужский областной киновидеофонд» при сохранении основных функций деятельности учреждений.

В результате проведенных преобразований средняя численность работников учреждений культуры в 2013г. составила 3814 чел. и снизилась по сравнению с 2010 г. на 546 чел.

На 2014 г. запланировано создание «Калужского музея изобразительных искусств» путем реорганизации ГБУК КО «Калужский областной художественный музей» и ГБУК КО «Калужская областная картинная галерея «Образ».

В сфере социальной защиты в 2011 году проведена работа по реорганизации трех государственных учреждений социального обслуживания в филиалы; 32 учреждения социального обслуживания семьи и детей Калужской области, в которых имелось 519 койко-мест, были реорганизованы в 18 государственных бюджетных и 1 автономное учреждение Калужской области, в которых функционировало 23 отделения временного пребывания и реализации программ социальной реабилитации, общей вместимостью  на 405 койко-мест.

В рамках долгосрочной целевой программы «Право ребенка на семью (2010-2014 годы)» проводились мероприятия по реформированию деятельности детских домов. Поэтапно, с учетом материально-бытовых условий учреждений с 2008 по 2013 год реформированы 7 детских домов (Полотняно-Заводской, Асеньевский, детский дом №1 «Солнышко», Думиничский, Кировский, Малоярославецкий, детский дом № 3 г. Калуги), на базе которых созданы детские дошкольные учреждения, Центр семейного устройства и сопровождения замещающих семей, центры социальной помощи семье и детям, структурное подразделение - социальная гостиница для проживания  лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В 2013 году ГБУ КО «Боровский дом-интернат для престарелых и инвалидов» стал филиалом ГБУ КО «Медынский психоневрологический интернат». В течение последних трех лет в действующих стационарных учреждениях социального обслуживания для взрослых число койко-мест  сокращено на 179 мест.

На 1 января 2014 года стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляют 14 государственных бюджетных стационарных учреждений для взрослых на 1989 койко-мест, 1 государственное казенное учреждение для детей с умственной отсталостью на 195 койко-мест.

С целью удовлетворения потребности населения Калужской области в стационарном социальном обслуживании для лиц с хроническими психическими заболеваниями в течение последних трех лет выведено на полную мощность ГБУКО «Нагорновский психоневрологический интернат» на 140 мест, по состоянию на 1 января 2014г. он был заполнен.

В 2013 году продолжена работа по проведению оптимизации штатной численности учреждений социального обслуживания населения, по сравнению с 2012 годом сокращено 33,5 ставки. В расположенных в крупных населенных пунктах государственных учреждениях социальной защиты функции по обслуживанию и содержанию зданий и территорий учреждений выводятся на аутсорсинг.

Дальнейшее снижение утвержденной штатной численности возможно только с одновременным снижением численности обслуживаемых граждан и, соответственно, государственного задания. Сокращение штатной численности сотрудников с сохранением численности обслуживаемых граждан приведет к повышению норм нагрузки на обслуживающий персонал и, как следствие, снижению качества предоставляемых услуг.

В сфере физической культуры и спорта ликвидирована МБОУ ДОД КО МКДЮСШ № 2, реорганизованы  ЦПССК И ДЮСШ «Анненки» путем слияния, что позволило направить бюджетные ассигнования на увеличение оплаты труда отдельных категорий работников в размере около 46 289,94 тыс. рублей.

 Дальнейшее снижение утвержденной штатной численности возможно только с одновременным снижением численности обучающихся в учреждениях спортивной направленности, однако стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года предусмотрено увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом до 40% от общей численности населения Калужской области (т.е. увеличение на 14%), что невозможно без увеличения численности тренерско-преподавательского состава.

В сфере образования за последние 3 года было ликвидировано 2 специальных коррекционных учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья 8 вида, проведена оптимизация сети подведомственных министерству образования и науки области организаций профессионального образования.

Сохраняется потенциал оптимизации дошкольных образовательных учреждений в регионе по следующим направлениям:

- ликвидация  дошкольного образовательного учреждения как юридического лица с последующим  присоединением к более крупному образовательному учреждению в качестве филиала. Все детские сады Куйбышевского района являются филиалами районного детского сада «Василек» п. Бетлицы. Аналогичная работа должна быть проведена в Ферзиковском районе.

-  создание нового типа образовательного учреждения (например,  образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад»);

- изменение структуры образовательных учреждений (например, организация дошкольных групп на базе школ области, как структурное подразделение школы). Это направление оптимизации дошкольных учреждений наиболее развито в Дзержинском, Юхновском, Перемышльском, Медынском районах.

- размещение дошкольных групп муниципального детского сада на  школьных площадях (на базе средних школ  п. Воротынск Бабынинского района).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Последние три направления реструктуризации сети муниципальных образовательных учреждений  являются наиболее актуальным в свете реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2013 году в части создания «школ - садов».

Необходима оптимизация штатного расписания детских садов. Недопустима ситуация, когда заведующий ДОУ имеет несколько заместителей (по безопасности, по воспитательной работе, по хозяйственной части). Экономия  средств может быть направлена на повышение заработной платы работников дошкольного образования.

В соответствии с действующим законодательством размеры окладов руководителям подведомственных государственных учреждений, условия применения стимулирующих выплат, размеры и порядок их осуществления устанавливаются соответствующими министерствами. Министерствами социального блока области проводится мониторинг заработной платы руководителей подведомственных учреждений и их заместителей.

Законами об отраслевых системах оплаты труда в социальной сфере установлено соотношение оклада руководителя учреждения к средней заработной плате основного персонала в двукратном размере (в здравоохранении предусмотрена дельта соотношения  от 1,1 до 2-х). Критерии установления соотношения размеров окладов руководителей к средней заработной плате основного персонала для государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Калужской области, устанавливаются в зависимости от мощности учреждения (количество коек, работающих, исследований, литров заготовленной крови, вызовов скорой помощи, число посещений и т.д.). Например, максимальный коэффициент 2 установлен для окладов руководителей учреждений здравоохранения с коечной мощностью более 1000 коек (два учреждения – ГБУЗ КО «Калужская областная клиническая больница», «Калужская областная психиатрическая больница»). Минимальный коэффициент составляет  1,1. 

Стимулирующие выплаты руководителям государственных учреждений социального блока рассчитываются по итогам работы соответствующего государственного учреждения за отчетный период и достижения установленных целевых показателей эффективности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 года         № 329 утверждена типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, в соответствии с которой заключены трудовые договоры со всеми руководителями областных учреждений здравоохранения, профессиональных образовательных учреждений, социального обслуживания населения, организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, общеобразовательных учреждений г. Калуги. В 2014 году будет завершена работа по заключению трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с руководителями учреждений дополнительного образования и культуры.

В регионе с 2011 года  реализуется постановление Губернатора Калужской области от 11 ноября 2011 г. № 438 «О  повышении материального благосостояния работников», направленное на обеспечение минимального заработка работников государственных учреждений не ниже 10 тыс. руб. ежемесячно. Результатом стало достижение более высокого уровня заработной платы при сохранении объемов денежных средств, выделяемых на эти цели, с наименьшей численностью, путем наиболее широкого использования доплат за совмещение профессий и расширение зон обслуживания.

По состоянию на 1 января 2014 г. численность работников государственных учреждений Калужской области, имеющих ежемесячный заработок ниже 10 тыс. руб.,  составила порядка 800 человек (из них в сфере здравоохранения – 700 человек), что в 3 раза меньше, чем на момент вступления в силу вышеуказанного постановления.

В 2013 году министерством здравоохранения в отраслевой закон об оплате труда  внесены изменения в части увеличения базовых окладов в среднем на 20 %. Установлены повышающие коэффициенты за условия работы в учреждениях  здравоохранения в размерах от 30 до 40 %. В целях привлечения молодых специалистов на работу в Калужскую область им установлены доплаты. Данные меры позволят минимизировать количество работников медицинских учреждений, получающих заработную плату ниже 10 тыс. рублей.

В направлении повышения эффективности деятельности государственных учреждений Калужской области в 2013 году были реализованы следующие мероприятия.

В сфере образования:

- сформирован и опубликован перечень общеобразовательных организаций Калужской области за 2012/2013 учебный год по критериям: качество полученного выпускниками среднего общего образования для продолжения дальнейшего обучения; эффективность работы с талантливыми детьми;

- реализуется система массовых мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей и подростков. В 2013 году организовано 54 областных массовых мероприятия по различным направленностям дополнительного образования, участниками которых стали 7008 обучающихся (8,1 % от общего количества обучающихся);

- разработано положение и критерии оценки эффективности работы учреждений дополнительного образования детей, проведена оценка эффективности деятельности учреждений по 7 показателям: качество результатов обучения и воспитания, эффективность управления развитием учреждения, доступность и открытость информации о деятельности образовательных учреждений, общественно-государственный характер управления учреждением, уровень реализации творческого потенциала педагогов, организация работы по обеспечению занятости детей и подростков.

- совместно с министерством труда, занятости и кадровой политики области разработан и реализуется Комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов в Калужской области на 2012-2013 годы.

В сфере физической культуры, спорта и молодежной политики функционирует Общественный совет по независимой оценке качества работы учреждений, в отношении которых министерство спорта и молодежной политики Калужской области выполняет функции и полномочия учредителя.

            В целях обеспечения открытости и доступности информация о деятельности учреждений, в отношении которых министерство спорта и молодежной политики области выполняет функции и полномочия учредителя, размещена на официальных сайтах в сети «Интернет», на портале органов власти Калужской области, на Калужском областном спортивном портале kalugasport.ru, на сайте молодежи Калужской области  molodezh40.ru, а также на сайте www.bus.gov.ru.

В сфере социальной защиты:

- утверждены целевые показатели эффективности деятельности государственных учреждений, критерии оценки эффективности работы и условия установления выплат стимулирующего характера, в том числе и премирования их руководителей. Критерии оценки эффективности и показатели деятельности учреждений приведены по трем разделам: основная деятельность, финансово-экономическая деятельность и исполнительская дисциплина, работа с кадрами.

- разработаны требования к качеству предоставления государственных услуг в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Калужской области при формировании государственного задания на оказание государственных услуг.

- осуществляется мониторинг качества и доступности государственных услуг в сфере социального обслуживания с участием пользователей услуг.

  В сфере культуры:

- утвержден Перечень дополнительной необходимой и достоверной информации, предоставляемой гражданам – потребителям услуг о деятельности государственных учреждений культуры и образования в сфере культуры Калужской области;

- в целях изучения общественного мнения о деятельности областных государственных учреждений культуры и образования в сфере культуры в Калужской области действуют Совет по культуре и искусству при Губернаторе области, Научно-методический Совет по сохранению культурного наследия (недвижимые памятники истории и культуры) при Правительстве Калужской области, Коллегия министерства культуры и туризма Калужской области;

-  формируется общий рейтинг на основе утвержденных показателей эффективности деятельности государственных учреждений культуры и образования в сфере культуры Калужской области  и проведенного опроса общественного мнения, а также рейтинг государственных учреждений культуры и образования в сфере культуры по видам деятельности (музеи, театрально-зрелищные, библиотеки, областной центр народного творчества, образовательные учреждения в сфере культуры).

В 2014 году основными задачами по выполнению Указов Президента Российской Федерации являются:

- достижение установленных отраслевыми региональными «дорожными картами» целевых значений соотношений заработных плат категорий работников, поименованных в Указах Президента РФ  и средней заработной платы по региону;

- дальнейшая актуализация показателей эффективности деятельности работников учреждений для обеспечения увязки оплаты труда с повышением качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг;

- корректировка «дорожных карт» в части проведения аттестации специалистов с последующим их переводом на эффективный контракт и внедрение нормативного подушевого финансирования.

Заместитель  Губернатора
Калужской области              Р.В. Смоленский

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...