3 мар. 2020 г.

ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема сегодняшнего круглого стола: Обсуждение принципов планирования в советское время и сегодня. Экспертом была бывший работник Госплана Наталья Борисовна Ковалева.  Разговор получился интересный, но сложный. Сегодня слово- планирование в России заменили на слово стратегия. К примеру есть стратегия 2020. Выполнена она не более 30%. Сегодня разрабатывают стратегии на 15 лет и более. В Москве в метро можно уже посмотреть виртуальный мир, какой будет Москва и ее транспорт  через 10, 20, 50 лет.  Рыночная экономика подвержена кризисам волнообразно с интервалом в 7-8 лет.  Вот и сегодня в России кризис, правда рукотворный. Его природа не вписывается в классическую. Он создан руками правителей страны. А кризисы 20 столетия в Америке и Европе. Они нанесли колосальный урон жизням капиталистических стран. И там стали планировать, пусть усеченно, но все же план. О планировании и в России стали думать ещё в нулевые годы. В 2014 году принят Закон о стратегическом планировании в РФ, в соответствии с которым каждое поселение, город, район, область должны иметь свои стратегии. Со скрипом, но к 2016 году их приняли и положили на полочку. А живут как бог даст. Бюджеты правят два раза в месяц, после того как у вышестоящего уровня денежку выпросят.  Народ от власти и ничего не просит, лишь бы не было войны. Наталья Ковалева рассказала, как в советское время велось планирование. Тогда было главное человеко-часы. Исходя из их обьема с учетом потребностей населения и велось планирование.  Конечно теперь мы понимаем. Что и тогда были перегибы, и их савокупность привела к развалу СССР.  Поэтому мы понимаем, что надо строить планово рыночную экономику. Это, когда создана мотивационная экономика, позволяя финансовыми инструментами поощрять или угнетать то или иное производство. То или иное количество продукции. Важную роль здесь будет играть государство. Но роль чиновников будет максимально снижена. Для этого можно будет просто использовать искусственный интеллект, попросту компьютер. Этим надо переболеть и понять необходимость этого. И начать действовать.
У Валерия Щербаня своя точка зрения на планирование, смотрите ниже.
Управление любым объектом, будь то автомобиль, самолет или предприятие, представляет процесс, включающий последовательное выполнение следующих действий: - определение места нахождения, то есть того положения, в котором находится управляемый нами объект;
 - определение пункта назначения или той цели, которую мы должны достичь; - определение маршрута или направления развития для достижения по-ставленной цели; - определение необходимых ресурсов для достижения поставленной цели. Все это входит в планирование и является отправным моментом любого управления. В свою очередь, планирование - сложный процесс, требующий при-влечения менеджеров различного профиля.   
 ПЛАНИРОВАНИЕ — функция менеджмента, комплекс работ по анализу ситуаций и факторов внешней среды, прогнозированию, оптимизации, оценке альтернативных вариантов достижения целей, выбору наилучшего варианта плана. Планы могут быть стратегическими, тактическими и оперативными. Стратегические планы как конкретные, обязательные к выполнению документы разрабатываются на основе стратегий соответствующего направления. (Стандарт ИСО 9001). 
Планирование — это постановка целей или задач, с оптимальным распре-делением ресурсов, которые потребуются для их достижения. Чем сложнее предстоит работа, тем выше необходимость в качественной подготовке. Дело в том, что любой процесс нуждается в задействовании человеческого потенциала и материальных источников, а также времени. Чем правильнее они будут спрогнозированы до работы, тем меньше пустых потерь произойдет в ходе ее выполнения. Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять управление многочисленными взаимосвязанными видами деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Ко всем процессам может применяться цикл «Plan – Do – Check Act» (PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так: Планирование (plan) – установление целей и процессов, необходимых для достижения целей, планирование работ по достижению целей процесса и удовлетворения потребителя, планирование выделения и распределения необходимых ресурсов. Выполнение (do) – выполнение запланированных работ. Проверка (check) – сбор информации и контроль результата на основе ключевых показателей эффективности, получившегося в ходе выполнения процесса, выявление и анализ отклонений, установление причин отклонений. Воздействие (управление, корректировка) (act) – принятие мер по устранению причин отклонений от запланированного результата, изменения в планировании и распределении ресурсов. Стратегическое планирование нацелено на выработку стратегии поведения фирмы на том или ином рынке, с учетом ее сильных и слабых сторон, конкурентной борьбы и тех опасностей и возможностей, которые для нее существуют. При этом есть правила, которые позволяют определить, какой должна быть данная стратегия: агрессивной, нацеленной на рост и поглощение конкурентов или ориентированной на сокращение производства и перемещение капитала в другие сферы бизнеса. Другим видом планирования является бизнес-планирование. Его цель - разработка плана реализации конкретного бизнес проекта. В бизнес-плане определяется, кому, что и когда нужно сделать для реализации проекта, связанного с вложением капитала в новое дело или в развитие уже существующего. Разработкой бизнес-плана занимаются менеджеры среднего уровня, или так называемые менеджеры по проектам. Это одна из наиболее популярных в настоящее время специальностей и требует от менеджера знания технологий, маркетинга и финансового анализа. Оперативное, или производственное планирование позволяет определить для каждого конкретного производственного подразделения: цеха, участка, по-тока, бригады - конкретное задание на день, неделю, месяц: что производить, в каких количествах, какого качества. Без оперативного планирования невозможно организовать производственный процесс. Чем крупнее предприятие, чем больше масштабы производства, тем сложнее задачи оперативного планирования. Вопросы оперативного планирования в ведении менеджеров, занимающихся организацией производства той или иной продукции. Планирование зависит от целей и стратегии развития организации. Выделяют следующие виды стратегии планирования: 1) стратегия роста во времени (например, объемов продаж, объемов производства, производительности, качества, финансовых показателей и т, д.; от достигнутого плюс при рост в %). 2) стратегия ограниченного роста во времени (от достигнутого плюс при-рост на инфляцию). 3) стратегия снижения во времени (себестоимости продукции, финансовых показателей и т. д.). 4) стратегия сокращения (функций или подразделений организации, аппа-рата, численности персонала, рынков сбыта и т. д.). 5) комбинированная стратегия. По времени различают: - краткосрочное (оперативное) планирование (на срок до одного года); - долгосрочное планирование (на срок более года). 
 ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ: 
1) ранжирование объектов по их важности; 
2) вариантность плана; (многовариантности решений, то есть следует прорабатывать не менее трех организационно-технических вариантов выполнения одной и той же функции по достижению цели. 
3) сбалансированность плана; 
4) согласованность плана с параметрами внешней среды; 
5) преемственность стратегического и текущего планов; 
6) социальная ориентация плана, обеспечение экологичности, эргономичности, безопасности и социального развития; 
7) автоматизация системы планирования; 
8) обеспечение обратной связи системы планирования в цикле управления; 
9) экономическая обоснованность плановых показателей; 
10) применение к планированию научных подходов менеджмента; 
11) адаптивность к ситуациям. 
 Принципы прогнозирования: системность, комплексность, непрерывность, вариантность, адекватность и оптимальность. Принципы системности требуют взаимоувязанности и соподчиненности прогнозов развития объектов прогнозирования и прогностического фона. Принцип непрерывности требует корректировки прогноза по мере по-ступления новых данных об объекте прогнозирования или о прогнозном фоне. Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии производства и создании теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. В результате оптимизации прогнозных значений полезного эффекта и затрат должен быть вы-бран наилучший вариант из множества возможных по крите¬рию достижения наибольшего эффекта.

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...