1 июл. 2020 г.

Возвращаясь к теме штрафов в России

Штрафная федерация реализует идеологию и экономическую модель *Люди - новая нефть* 
В настоящее время закончилось общественное обсуждение нового Кодекса об административных правонарушениях, который крайне важен для автомобилистов. Несмотря на привычную пассивность водителей, первая версия КоАП, которая была выложена на федеральный портал проектов нормативных правовых актов, набрала рекордное количество дизлайков из-за репрессивного уклона в отношении автомобилистов. Россия несколько лет назад стала мировым лидером, но не в медицине или образовании, а в количестве штрафов, которыебыли выписаны её гражданам. В народе этот феномен получил хлёсткое название «Люди — новая нефть». В условиях падения цен на ископаемое топливо деньги стали добывать прямо из людей, в этом убеждены большинство автомобилистов.
Многие штрафы формально вынесены верно. Так, например, на МКАД без каких-либо причин или проведения масштабных ремонтных работ может появиться знак «40» и, таким образом, грубыми нарушителями станут абсолютно все автомобилисты. Хочется вспомнить бессмертную фразу В.И. Ленина «Формально правильно, а по сути издевательство». Тем не менее, гонка за штрафами привела к ситуации, когда многие штрафы даже формально неправильные, ошибочные всё равно выписываются в расчёте на то, что люди не пойдут обжаловать эти «письма счастья» и просто их оплатят со скидкой. Халатность, безалаберность и принцип из известного мультфильма «и так сойдёт».
Так оно и происходит уже много лет по одной простой причине: доказывать свою правоту экономически бессмысленно. Даже если мы возьмем штраф ГИБДД в 5 000 рублей, который можно оплатить со скидкой (2500 рублей), то если перевести в часы по среднему заработку в Российской Федерации, то это 10 часов рабочего времени. Эти же рабочие часы будут безвозвратно потеряны для незаконно или ошибочно привлечённого к финансовой ответственности только за первые две стадии обжалования, которое, словно специально, сделано по лекалам конца 30-х годов прошлого века. 
Самое типичное обжалование даже самого абсурдного наказания может занять до трёх дней рабочего времени. Получить штраф легко, а вот отменить его можно только пройдя семь кругов ада. 
Именно такая правовая ассиметрия привела к тому, что обжалуется лишь очень небольшая доля штрафов, да и то большая часть из таких жалоб — перевод штрафа на непосредственного виновника по ст. 2.6.1 КоАП РФ. Тем не менее социальные сети наполнены агрессивными постами о том, что людей оштрафовали либо ошибочно, либо вообще ни за что. Авторы таких постов как правило не идут обжаловать штрафы по причине высокой трудоемкости процедуры и её фактической экономической бессмысленности. 
Обвиняющая сторона тратит на вынесение штрафа с камер не более 7 секунд рабочего времени, это статистика по Москве. Сравните:7 секунд на обвинение против 25-ти часов на обжалование. 
 Еще одной проблемой является фактическая безнаказанность и полное отсутствие ответственности должностного лица, которое вынесло ошибочное или сомнительное постановление. В результате долгих жалоб и разбирательств максимум, что ждет привлеченного к ответственности, так это вымученное судебное решение о том, что штраф наконец отменен. Если к этому моменту судебные приставы успели списать сумму штрафа с банковской карты, то предстоит еще и веселые похождения в поисках справедливости и возврата незаконно списанных денег, зачастую последних. Куда не ткни, никто не поможет человеку, а на своем тяжелом и тернистом пути в поисках справедливости его ждут только расходы и траты рабочего времени, ведь органы и суды работают по трудовому кодексу РФ. Даже самые упорные ломаются и не выдерживают, сдаваясь на второй или на третьей инстанции. Лишь немногие дотягивают до Верховного суда, но к тому моменту радость победы уже сложно ощутить по-настоящему.
Одним из выходов из этой странной ситуации является ликвидация ассиметрии между ответственностью обвиняющей стороны и привлекаемых к ответственности лиц. Рабочая группа ОНФ (Общероссийский Народный Фронт) предложила создать симметричный механизм взаимной ответственности. Работать он должен таким образом, что должностное лицо несет финансовую ответственность за любое ошибочное или незаконное постановление, юридическая ничтожность которого подтверждена судом.
  Если должностное лицо назначило такой «штраф», то на него может быть наложен штраф «за штраф» в размере 20 тысяч рублей. При этом, симметрично, незаконно привлеченному к ответственности будет назначена компенсация в аналогичном размере 20 тысяч рублей, что полностью покроет расходы на поиски справедливости. 
В случае реализации такого механизма, хотя конкретные цифры, разумеется, являются дискуссионным вопросом, будет достигнуто несколько очень позитивных изменений: 
1. Привлечение к ответственности в пограничных, сомнительных ситуациях, будет происходить крайне редко. Реально заработает принцип «все сомнения трактуются в пользу обвиняемого». 
2. Инспекторы, которые сейчас штампуют штрафы десятками тысяч за рабочую смену, очевидно нарушая требование закона о необходимости всестороннего рассмотрения каждого события с признаками административного правонарушения, будут вести себя крайне осторожно, ведь всего три ошибки за месяц полностью обнуляют зарплату. Следовательно, штрафов станет меньше, но выписываться постановления будут только в тех случаях, когда сомнений в виновности нарушителя абсолютно нет. 
 3. На помощь автомобилистам придут юристы и адвокаты, которые сейчас не занимаются административными делами потому что «овчинка выделки не стоит». В случае же выигрыша и получения компенсации, которая может пойти и на оплату юридических расходов, экономика процесса поиска правды и справедливости становится уже интересной. 
 Пока же ситуация со штрафами напоминает игру «в одни ворота», да еще и судья, вместо того, чтобы следить за порядком на поле, вовсю увлекся забиванием голов в ворота вероятного противника. Россия стала мировым лидером по штрафам и прочно удерживает почетное первое место. А постоянный рост числа специальных технических средств (в просторечии «камер») и удивительная система обжалования из векового прошлого практически гарантируют, что это первое место наша Родина в ближайшие годы не отдаст никому. Стоит отметить, что агрессивная политика федеральной и региональных администраций с очевидным карательно-штрафным уклоном наблюдается отнюдь не только в транспортной сфере по отношению к автомобилистам. Эта вандальная политика реализуется во многих сферах жизнедеятельности в Российской Федерации. Например, в жилищной сфере, и без того испытывающей колоссальные проблемы в финансировании поддержания жилья в приемлемом техническом состоянии, жилищными надзирателями начисляются и изымаются десятки миллиардов рублей. За незначительное "нарушение" управляющим жильём начисляют сумасшедшие штрафы - от 30 до 250 тысяч рублей. И эти суммы из платежей граждан за содержание своих домов уходят без суда и следствия в бюджет на содержание колоссального и непроизводительного отряда контролёров-надзирателей и прочих чиновников. Причём, наказанию представители собственников жилья - УК, ТСЖ, ТСН, ЖК - подвергаются, например, за неразмещение незначительной, мало кому нужной информации в фактически неработающей "государственной информационной системе ЖКХ" (ГИС ЖКХ), за работоспособность которой в минстройЖКХ отвечает одно и то же должностное лицо.
Замминистра строительства и ЖКХ совмещает в одном лице должность замминистра по ЖКХ и главного жилищного надзирателя. То есть - заказывает и надзирает за соблюдением собственных неэффективных регуляторных решений. Однако при этом, столь агрессивная контрольно-надзорная политика и активность федеральных ведомств никак не влияет на улучшение технического состояния жилищного фонда, повышение безопасности граждан и снижение издержек в жилищной сфере. А наоборот, затраты растут, в том числе вследствие безумных штрафных санкций. Число техногенных аварий и катастроф в течение последних 15 лет не снижается. Подобное состояние дел можно констатировать в области деятельности малых и средних предприятий, грузовых перевозок, в отношении торговых и сельскохозяйственных предприятий. 
 Почему заказчики и исполнители карательно-штрафной политики российского государства без согласия истинного и единственного источника власти - её Гражданина - самовольно возложили на себя подобную карательную миссию без встречной ответственности за собственные нарушения - законодательство и правоприменительная практика пока ответов не даёт. 
Но такой ответ рано или поздно даст само гражданское общество.

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...