5 июл. 2021 г.

Вопросы гаражного кооператива

Нынешний созыв депутатов Государственной Думы уходит в отставку. Занятый принятием Закона о повышении пенсионного возраста, он так и не принял закон о гаражных кооперативах.
Во времена СССР люди, имеющие автомашины считались очень богатыми и, можно сказать, принадлежали к элите общества. Демократическая власть разрушила общественный транспорт и люди вынуждены были покупать больше автомашин, но относились они к уже к среднему классу. Партия Единая Россия все свои дела объявляла заботой о среднем классе. Но вот до гаражных кооперативов дело не дошло. Чтобы понять суть проблемы, нужно вернуться во времена СССР.
Местные Советы выделяли участок земли для строительства гаражей. Земля была общей и считалось, что на этой земле ничего кроме гаражей не будет. Дальше начиналось освоение выделенного участка. Здесь возможно несколько вариантов. 
Первый вариант - это самострой. Он проводился следующим, несколько утрированным способом. Одну стену, строил удачливый сосед, который смог приобрести новенький кирпич. Другую стену его гаража возводил менее удачливый владелец. Он использовал кирпич бывший в употреблении. А третий сосед строил стену вообще из одной щебенки, которую засыпал в опалубку и заливал цементом.
Второй более качественный способ – это наличие шефов, которые оказывали помощь в приобретении материалов и помогали сделать стройку более однообразной.
Третий способ - это, когда предприятие строило гараж своими силами, а затем передавало владельцам авто. В этом случае в гаражах было и тепло и электричество.
Итак, начало гаражному кооперативу положило выделение земельного участка.
А затем пришла демократия.
«…Снос гаражей в районе Мичуринского и Ломоносовского проспектов обсуждался еще прошлым летом. Тогда прошли публичные слушания, на которых решено было построить на их месте научный кластер МГУ и жилые дома. Гаражный комплекс подлежал сносу, но представители застройщика пообещали владельцам компенсации. Часть автомобилистов успела их получить. Остальным денег не хватило.
Их вопрос решился силовым путем. К месту стоянки автомобилей приехали автобусы, набитые крепкими людьми из частного охранного предприятия. В районе начался настоящий беспредел в духе 1990-х.
«У одних гаражи разрушили вместе с находящимся внутри автомобилем, у других нанятые головорезы выламывали двери и свозили машины на площадку, где их разграбили мародеры, у третьих имущество сгорело», - рассказывают пострадавшие.
Участие наемников в «гаражной» войне подтверждают не только сами члены кооперативов, но и официальные лица…
… В 2010 году был принят Генеральный план Москвы. Согласно этому документу, город обязан был организовать 1 млн 300 тыс. мест для хранения автотранспорта. В 2012 году генплан подвергся корректировке - появилась подпрограмма, согласно которой количество мест уменьшается на 40%. А вскоре был принят дополнительный документ, по которому уже сокращенные автостоянки урезались еще на 60%.
«Власти долгое время говорили о решении проблемы обеспечения машино-местами, но сегодня мы видим, что гаражи сносят, а реальной альтернативы москвичам не представляют. Как результат, машины переместились во дворы и на газоны», - отметил Андрей Клычков.
Он напомнил, что в советское время все автостоянки получали разрешение органа госвласти, поэтому заявления чиновников о том, что сносимые гаражи - это самострои, не соответствуют действительности. Более того, часто власти не продлевают договор аренды, но при этом принимают платежи за пользование землей.
«В 1990-е годы необходимо было лишь переоформить уже существующее право для добросовестных пользователей земельных участков. Наше имущество и наше право не могли быть пересмотрены! Однако администрация Москвы не выполнила государственную программу инвентаризации земель, на которую выделялись значительные бюджетные средства», - пояснила муниципальный депутат Татьяна Логацкая…»1
Это Москва - центр демократии во всей стране. На периферии все гораздо хуже. Особенно нашумел последний случай, когда владелец гаража расстрелял приставов, приехавших сносить его строение. Информация самая противоречивая, но по одной ссылке мне кажется она наиболее объективна2.
Можно подвести краткий итог. Земля, выделенная в советское время, должна быть неприкосновенной и если возникла нужда в ее изъятии, то должна быть полная компенсация. 
Необходимо предусмотреть наказание для чиновников, препятствующих оформлению прав на землю для гаражного кооператива.
Дальше нужно рассмотреть вопрос использования гаража. По нынешнему типовому Уставу в гараже можно только хранить автомашину.
Верховный Суд Республики Татарстан вынес определение, запрещающее владельцу гаража использовать его как склад для шин. Он не запретил ему заниматься предпринимательской деятельностью, но не разрешил использовать для этого гараж.
Основой для принятия данного решения явилась 209 статья Гражданского Кодекса Российской Федерации. Она определяет собственность в РФ, но в ней положение, которое дословно звучит так.
«…3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц…»
«…В Краснодарском крае тысячи человек живут в гаражах, квартирах, сараях без документов. Чаще всего – это их единственное жилье. В 2018 году полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Юрий Устинов говорил о 2,5 тысячи самовольных жилых строений на Кубани 8, а губернатор Вениамин Кондратьев признавал, что 30% жителей региона, приобретавших квартиры по договору долевого участия, живут в самостроях…»3
Что происходит фактически надеюсь всем понятно. Гаражи превращаются и в производственные помещения, используются для проживания, превращаются в складские помещения.
Необходим единый документ, регламентирующий использование гаражей. Способы контроля за исполнением данного документа. И меры по принуждению к выполнению правил, прописанных в этом документе.
Далее необходимо классифицировать гаражные кооперативы. Помимо гаражей, построенных на земле, существуют и подземные гаражи. Существуют многоэтажные гаражи. Существуют строения имеющие машиноместа. Для всех необходимо прописать свои правила.
Целесообразно ввести градацию и для гаражных кооперативов с разным количеством членов. Вполне очевидно, что кооператив, имеющий 50 гаражей и кооператив, имеющий 1000 гаражей, имеют совершенно разные проблемы. 
Если для малого кооператива собрать кворум для собрания - проблема небольшая, то для кооператива с числом членов около 500 и выше это превращается в проблему. Очно-заочное голосование в большинстве случаев существует только на бумаге. Что, впрочем, мало волнует членов кооператива. Наибольший интерес представляет хозяйственная деятельность. Своевременный ремонт инфраструктуры, тепла, электричества, правильность расходования собранных средств.
Типовая должностная инструкция председателя гаражного кооператива предписывает наличие у него высшего образования. Правда, она не указывает в каких учебных заведениях обучают кандидатов на пост председателя гаражного кооператива. А может это и не важно, главное, чтобы было высшее. Хотя для кооператива в 50 членов это явно избыток.
Самым больным вопросом для всех кооперативов является сбор взносов.
Необходимо жестко прописать сроки внесения взносов и наказание за несвоевременное их внесение.
Усиление требований к экологии потребует выработки новых правил эксплуатации гаражных кооперативов.
Возможно следует для кооперативов от 100 гаражей и выше предусмотреть должность освобожденного председателя, назначаемого местной администрацией и утверждаемого правлением, выбираемым один раз в пять лет. Это позволит улучшить управляемость кооперативов и усилит их связь с местными властями.
Это необходимо, потому что современные экологические требования могут предусматривать для гаражей наличие мойки, размещение рядом с гаражами пунктов ремонта и техобслуживания. При строительстве новых гаражей это выполнимо, но для уже построенных необходима помощь местных властей.
Все что было изложено выше, является предметом для обсуждения с председателями гаражных кооперативов. Поскольку «зеленое движение» ориентировано в основном на средний класс, то эти все вопросы будут представлены на обсуждение в профильных комитетах нового состава Государственной Думы.
1. http://mirnov.ru/obshchestvo/-garazhnaja-voina-dokatilas-do-gordumy.html
«ГАРАЖНАЯ» ВОЙНА ДОКАТИЛАСЬ ДО ГОРДУМЫ
2. https://mirnov.ru/ekonomika/nedvizhimost-zhkh/zhizn-za-garazh.html
Жизнь - за гараж.
3. https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/365081/
Адлерский стрелок: почему пенсионер убил приставов.

2 комментария:

Анонимный комментирует...

В Калуге в районе 30 микрорайона,в еловой аллее у дет.дома создали кооператив.А там где зооветснаб была остановка с названием липовая аллея,теперь там кооператив.

Анонимный комментирует...

Закон должен быть один для всех. И для богатых застройщиков и для простых жителей. Иначе приставов будут убивать дальше.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...