13 мая 2014 г.

Это интересно


В ответ на Ваше обращение по вопросу оформления договоров обязательного страхования гражданской ответственности (далее - ОСАГО) сообщаю следующее. В последнее время участились случаи обращения граждан с жалобами на неправомерные действия ряда страховых компаний г. Калуги, навязывающих владельцам транспортных средств дополнительные услуги страхования при заключении (либо переоформлении) договоров ОСАГО. Следует отметить, что данная ситуация прослеживается на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 927 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Договор личного страхования является публичным договором. В случаях когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами настоящей главы. Для страховщиков заключение договоров страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным. В соответствии с пунктом 2 статьи 935 ГК РФ обязанность страховать свою жизнь не может быть возложена на гражданина по закону. Согласно пункту 2 статьи 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее - Закон) запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Таким образом, заключение договора страхования жизни не может быть навязано гражданину страховщиком при оформлении полиса ОСАГО и возможно только при его (гражданина) добровольном согласии.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» к отношениям, возникающим из договора страхования, законодательство о защите прав потребителей может применятся только в части: предоставления информации, навязывания дополнительных услуг, компенсации морального вреда, возмещения вреда.
Однако выявить подобные нарушения на практике зачастую не представляется возможным по причине отсутствия договора между страховой организацией и гражданином, в который были бы включены условия, ущемляющие установленные Законом права потребителя, а также ввиду отсутствия документального регламентирования данной «обязывающей» политики страховых компаний, так как все сводится к тому, что распоряжения об обусловливании приобретения полиса ОСАГО заключением дополнительного договора страхования жизни либо здоровья даются руководством компаний в устном порядке (так называемая «негласная политика компании»).
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области (далее -Управление) по данному направлению деятельности проводится ряд надзорных мероприятий.
По материалам проведенных проверок:
-  в отношении ОСАО «Ингосстрах» составлен акт о недопущении до проверки и составлен протокол по части 2 статьи 19.4. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации;
-  в отношении ООО «Росгосстрах» выдано предписание от 18 марта 2014 года № 85-07 о прекращении нарушений прав потребителей.
Необходимо отметить, что для . привлечения страховых компаний к административной ответственности Управление должно иметь доказательства вины страховщика. На практике ни один страховщик не признает, что дополнительные услуги навязываются. По мнению страховщиков, граждане добровольно страхуют свою жизнь или свое имущество.
Также в отношении страховых компаний проводилась проверка Управлением
Федеральной антимонопольной службы по Калужской области. По результатам
рассмотрения заявлений 31 марта 2013 года возбуждено дело по части 1 статьи 10
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в
отношении ООО «Росгосстрах».                                    >
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области по обращениям граждан о нарушениях при оформлении страховых полисов даются разъяснения, что по вопросам нарушения страхового законодательства потребителям следует обращаться в Федеральную службу страхового надзора (125993, г. Москва, Миусская площадь, д. 33, стр. 1).
Учитывая изложенное, гражданам рекомендуется обращаться в страховую компанию с письменным предложением о заключении договора ОСАГО без дополнительных услуг, а в случае получения отказа - в частном порядке в суд с требованием о понуждении выбранной ими страховой компании к заключению договора страхования и возмещении фактически понесенных убытков, причиненных неправомерным отказом страховой компании в заключения договора страхования. В случае реализации права потребителя на судебную защиту Управление Роспотребнадзора по Калужской области готово оказать помощь в качестве органа, дающего заключение по делу, для чего потребителю при подаче искового заявления в суд необходимо подать соответствующее ходатайство.
Кроме того, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области все обращения потребителей, поступившие в марте - апреле текущего года, были направлены в адрес прокуратуры Калужской области для принятия мер прокурорского реагирования в отношении страховых компаний.
Ю.С. Кожевников

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...