14 апр. 2018 г.

История Калуги - Аксаков Иван Сергевич -

 (26 сентября [8 октября1823Оренбургская губерния — 27 января [8 февраля1886Москва) — русский публицист, поэт, общественный деятель, издатель-редактор газет "День" и "Русь", один из лидеров славянофильского движения.

Родился 26 сентября (8 октября1823[3] в селе Надеждино (Куроедово) Белебеевского уезда Оренбургской губернии (ныне Белебеевский район Башкортостана[4]). Третий сын писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Через три года после его рождения семья переехала в Москву. Начальное образование получил дома; известно, что в 10-летнем возрасте он уже читал газеты. Дальнейшее образование получил в Санкт-Петербурге, — в только что основанном тогда Училище правоведения (1836—1842).
Определением Оренбургского дворянского депутатского собрания от 20 июня 1840 года вместе с братьями Константином, Григорием и Михаилом был внесён в VI часть дворянской родословной книги Оренбургской губернии.
В 1842 году И. С. Аксаков вернулся в Москву и 18 июня, в чине титулярного советника, занял должность помощника секретаря во II-м отделении 6-го уголовного департамента Сената. Выражением чувств и сомнений, волновавших молодого чиновника при первых шагах на служебном поприще, явилось его первое крупное произведение в стихах: «Жизнь чиновника, мистерия в 3-х действиях». В 1844 году он был назначен членом ревизионной комиссии в Астрахани, под начальство князя П. П. Гагарина. Один из бывших товарищей его по ревизионной комиссии, барон Бюлер, отмечал[5], что «он занимался по 16 часов в сутки, постоянно писал, читал, делал справки в Своде Законов, и только по окончании служебных дел, как бы для отдохновения и забавы, принимался за стихи». По представлению князя П. П. Гагарина был пожалован в коллежские асессоры (18.06.1845) и в июле 1845 года получил назначение на должность товарища председателя Калужской уголовной палаты; в мае 1847 года возвращён в московский Сенат — обер-секретарём, сначала II-го, а через 5 месяцев — I-го отделения 6-го департамента.
В сентябре 1845 года в Калужской палате уголовного суда появился молодой человек лет двадцати двух — коллежский асессор Иван Сергеевич Аксаков. Новичку предстояло служить товарищем (заместителем) председателя палаты. Он был младшим сыном Сергея Тимофеевича Аксакова, уже известного в литературных и театральных кругах Москвы человека.

Полтора года, проведенных И.С.Аксаковым в Калуге, достаточно подробно освещены в его письмах. Здесь мы хотели бы добавить к ним некоторые сведения из уцелевших документов палаты.
Иван Сергеевич уезжает из столицы в провинцию «потому, что быть секретарем мне надоело до смерти, что граф Панин мог, по настоянию Гагарина, упрятать меня Бог знает в какую глушь в прокуроры, потому, наконец, что хотелось попробовать нового образа жизни и самостоятельного жития, потому, наконец, что по глупости своей воображал что-нибудь сделать, совершить труд, крепко заняться. В этом отношении я себя совершенно надул».
Калужский бомонд И.С.Аксаков презирал не из снобизма — за бездеятельность и мелочность интересов. Так ни с кем и не сдружился, разве что с местным общественным деятелем Федором Унковским. «Город ничем не интересуется, не подозревал и не подозревает (исключая одного Унковского) существование первых трех книжек «Москвитянина»; ничего не читает, а если и читает, так только «Вечного жида» в русском переводе, — писал он родным. — Душа утрачивает способность ныть и болеть по правде, замиряется с средой, ее окружающей, и становится почти недоступною покаянию».
Однако работа в уголовной палате давала богатый материал для размышлений. И.С.Аксаков за всей грязью уголовных дел не переставал усматривать в народе здоровое созидательное начало, сохранив убеждение, что «Народ в развитии своем// Пойдет, поверь, иным путем, // Самостоятельным и русским».
В палате разбирались дела о кражах, неосторожном обращении с огнем, а также умышленных поджогах, служебных злоупотреблениях, конокрадстве, незаконных порубках леса, подкинутых младенцах, уклонении от рекрутчины и тому подобное. «Что интересного в этой службе — так это самые преступники, арестанты, которых видишь лицом к лицу, — признавался И.С.Аксаков. — Для меня интересен всякий человек, всякое лицо. Неисчерпаемы сокровища чужой души».


И.С.Аксаков уехал из Калуги в 1847 году. В чиновничьей карьере он разочаровался еще до службы в уголовной палате, но оставит ее только в 1851 году, когда министр внутренних дел Л.А.Перовский, в связи с аксаковским «Бродягой», предложит Ивану Сергеевичу «прекратить авторские труды». Ответом станет отказ и отставка. 
И.С.Аксаков полностью посвятит себя общественной деятельности. Ему предстояло стать ведущим славянофильским публицистом. Вклад его в русскую культуру неоспорим. Если Иван Сергеевич иногда заблуждался в чем-то, то искренне. Он любил Отечество. И служил ему как мог.

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...