15 сент. 2020 г.

И здесь все сложно. ОТНОШЕНИЯ «МОСКВА – КАЗАКИ»


(подборка оценок и прогнозов)
 Национальная свобода может торжествовать лишь
в одной форме в торжестве человеческой свободы.
Это путь и малых народов, и народов великих...
Писатель Василий Гроссман. “Добро вам!”.

Глухое недовольство властью, веками запрятанное в глубине души почти каждого казака, подобно спящему вулкану, готовому в любой момент взорваться и излиться наружу огненной лавой. Но уже сегодня находятся люди, которые, подобно сейсмологам, наблюдают и чувствуют, что процессы в глубине такого “казачьего вулкана”, могущие при определённых условиях привести к взрыву, не затихают ни на минуту. Как раз о таких наблюдениях – приводимая здесь подборка мнений разных людей.
В.В. Лагутов, казачий атаман и учёный-эколог из Новочеркасска писал так: «Сейчас трудно дать справку о родовой принадлежности кого бы то ни было не только к казачьему, но и к любому другому народу. Любой народ как нация состоится только при двух условиях: наличии собственной государственности и по факту гражданских войн при её обретении. В этом отношении у казаков всё в порядке. У них была и будет своя государственность, а по части гражданских войн – они перенесли их, как минимум, с полдюжины, и другого такого народа, ставящего волю выше заразы потребления, на земле нет. И хоть в результате переворота 1917 года они были подвергнуты тотальному геноциду, о котором оккупанты и виновники помалкивают, но факт того, что [бывшие] подданные Российской империи не были советскими и освобождали свою Родину от захватчиков, имеет место быть».    
  
*  *  *
Американский политолог Пол Гобл летом 2013 года написал статью “Казачий сепаратизм снова на подъёме”, в которой говорил: «Три аспекта казачьего Возрождения стоит отметить.
Во-первых, казаки появились не как привидение из прошлого. Они стали символом растущей важности субэтнических общин. Казачьи Войска Сибири и Северо-Запада, исторические казачьи области выделяют слабость русской этнонациональной идентичности, той, которую в Москве называют “Русский Народ”. Русское государство не сможет рассчитывать на одну часть этого сообщества, не отталкивая другую […].
Во-вторых. Опыт работы Москвы с казаками за последние десять лет показывает её стремление использовать одну этническую группу, чтобы общаться с другими. Это желание центрального правительства России использовать казаков побудило их задать вопрос Москве: почему казаки должны продолжать защищать государство, которое не желает защищать их?
И, в-третьих. Всё более казаков в своей деятельности опирается на ту часть своей истории, которую Москва стремится очернить или подавить. Будь то существование Казачьей Республики во время Гражданской войны в России или традиции эмигрантской казачьей государственности, которая имела поддержку Соединённых Штатов».
*  *  *
Терский казак и писатель Ю. Сошин в сентябре 2016 года писал: «При анализе перспектив развития казачьего движения надо отметить, что от стратегии поведения центральной власти РФ зависит характер поведения автономно настроенных групп казаков, частью уже имеющих военно-организационный опыт. При этом возможно перерастание социальной автономности в открытую оппозиционность по отношению к местным и центральным властям РФ. Возможно даже, при определённых обстоятельствах, перенесение усвоенных силовых форм активности и на территорию РФ. Антиникелевые волнения в Воронежской области дают основание для подобных выводов».
*  *  *
Игорь Аксёнов, атаман «Национального государственно-административного образования “Оренбургское Казачье Войско”», натерпевшись от власть предержащих опричных псевдоказаков-чиновников, издал 2 октября 2017 года приказ за № 5:
«Ввиду того, что в Оренбургской области продолжают проводиться мероприятия, дискриминирующие и дискредитирующие казачество с участием представителей правительства области и советника губернатора Оренбургской области по делам казачества Слепова Сергея Николаевича, решением Схода и решением Совета стариков Присуда признаём подобные действия враждебными, создающими прецедент межнационального конфликта. Деятельность советника губернатора по делам казачества создаёт рознь между этнической общностью казаков и гражданами, которые вступили в реестровые общества, противоречит Стратегии развития казачества, подписанной президентом РФ.
Вместо социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций казачьего этноса, власти с корыстными мотивами игнорируют действие закона “О реабилитации” путём подмены понятий о реестровых обществах. Своими действиями власти, вместе с прислужливыми атаманами, указывают казачьему этносу, что на нас не распространяются конституционные права и федеральный закон № 131-ФЗ “О местном самоуправлении”, чиня при этом террор над Казачьим Народом, разрушая наши традиции. Решением Схода казаков, решением Совета стариков Присуда советник губернатора области Слепов С.Н. – признан врагом казачьего народа.
Приказ довести до личного состава по национальному государственно-административному образованию “Оренбургское Казачье Войско”, опубликовать в социальных сетях, направить для ознакомления губернатору Оренбургской области, правительству области, законодательному собранию, в областную прокуратуру и следственное управление».
*  *  *
Казак С.Г. (даю только инициалы, поскольку не уверен, что автор готов к озвучиванию своего имени) из Ростова-на-Дону, придерживающийся казачьих национальных взглядов и сторонник реставрации казачьего этнического Дома, из-за чего он не смог найти общих взглядов с В.П. Мелиховым во времена его “партийной попытки”, написал автору в октябре 2017 года следующее замечательное письмо:
«Всё на самом деле просто. Не просто только выходит у людей называть вещи своими именами и самим себе говорить правду. Наконец-то пришло понимание у некоторых, что интересы казаков, мягко говоря, не совсем совпадают с интересами государства и интересами других народов России. Хотя вещь очевиднейшая. Прогресс.
Ещё одной правдой является то, что независимость у казаков была отнята не кем-то, вроде турок или татар, которых официоз назначил “извечными и непримиримыми врагами казаков” (просто потому, что они были конкурентами). Отнята она была Российской империей, которая, пройдя через катаклизмы, трансформировалась в нынешнее государство.
У казаков нет абсолютно никаких оснований надеяться, что хоть в лице действующей власти, хоть в лице оппозиции, претендующей на власть, у них появятся какие-либо доброжелатели. Не очень-то считаются и с интересами русских, как таковых. Чего уж говорить о казаках, которые являются электорально ничтожной величиной?! И бывшими заслугами никого не проймёшь, типа “казаки создали Россию!”. Оказанная услуга ничего не стоит. Волей ли, неволей, но дело сделано и назад не отыграть.
Утрата казаками независимости и территорий линейно совпадала с усилением Московского царства, а казачье влияние усиливалось как раз с моментами, когда “русское” государство ослабевало. Например, во времена Смуты, или после революции 1917 года. Это не я первый подметил, но это означает, что изначально казаки не принадлежали к “русскому миру”, а были пристёгнуты к нему.
Если для лучшего усвоения некоторого пакета фактов можно прибегнуть к аналогии, то она у меня есть. После разгрома княжеств Золотой Ордой и правящий слой, и население вынуждены были подчиниться и участвовать в укреплении Орды и рублём, и кровью. Так вот, освобождение Московского княжества из-под власти Золотой Орды и восстановление самостоятельности произошло не потому, что Москва одолела Орду. Она осколку Золотой Орды – Крымскому ханству – вплоть до царствования Петра платила “поминки крымскому хану”. Освобождение состоялось по той причине, что Орда ослабла. Ослабли те силы, которые завоевали и подчинили русские княжества.
Так много букв я потратил ради того, чтобы подвести вас к простой мысли, что: для того, чтобы казаки могли на своих территориях (исторических) что-то решать, требуется всего-то, чтобы это государство, которое держит казаков в чёрном теле, радикально ослабло. И вторым условием является то, чтобы при этом казаки начали обустраивать свой Дом, и не нашлось очередного Каледина, который поведёт в очередной раз “спасать Россию”. Как-то так».
*  *  *
Иудейский раввин, политический аналитик и президент Института восточного партнёрства Авраам Шмулевич в своей статье “Эх, казаки, эх, казаки, завтра будем рубить царские полки”, размещённую в интернете в начале 2017 года, изобразил следующую картину современного положения Казачьего Народа в РФ и его отношения к власти в Москве.
«Делая ставку на казацкое движение, как на опору своей власти, Кремль может крупно просчитаться. Москва напрасно забывает про казацкий сепаратизм. Бо́льшую часть своей истории казаки воевали с Москвой, выступали как антиимперская сила. Так, в 1917 году все казачьи Войска объявили о своей независимости. С Белым движением (выступавшим за “Единую и Неделимую Россию”) казаки сотрудничали крайне неохотно и ограниченно, за неимением другого выбора, поскольку большевики поставили на поддержку горцев и иногородних в казацких станицах.
Все крупнейшие восстания против царской власти в России были именно казацкими – Разин, Булавин, Пугачёв, именно казаки, а не польская шляхта, были основной силой войск, занявших Москву в 1612 году. Впоследствии царской власти удалось перетянуть их на свою сторону – выделением земли и огромными материальными привилегиями, но, как показал опыт революции и Гражданской войны, историческая память казачества никуда не делась, стоило только ослабнуть хватке Петербурга – как казаки сразу объявили о независимости от России.
Очень зря и сегодняшний Кремль заигрывает с казаками.
Бо́льшая часть тех, кого сегодня зачисляют в вновь созданные “казачьи войска”, направляют на защиту “русского мира” в Украину – к настоящим казакам, этническим казакам отношения не имеют. Вот что мне написал один казак в ответ на одну из моих статей на казачью тему: «Нет никакой ставки на казачье движение со стороны властей, есть ставка на иногородних в военной форме XIX века и “отжим” бренда “казаки” разнообразным служивым людом».
Как сформулировал в разговоре со мной другой казачий активист: “Чем это (казацкое движение) отличается от процесса восстановления национального самосознания у кавказских народов? Тем, что естественность, стихийность у казаков быстро была прекращена, стала управляемой. А казачья масса манипулируемой”. При этом московская власть сама “ослепляет себя”: тема национальных и государственных требований казаков относится к числу запретных, в том числе и для самой власти – её не обсуждают на телевидении, не упоминают в аналитических докладах, о ней не говорят на государственных конференциях. Считается, что казаки должны только служить империи – и точка.
Попытки поднять эту тему независимыми активистами жёстко пресекаются – но идея создания независимых “казацких республик”, вновь вспыхнувшая в публичном информационном поле в 90-е годы – никуда не исчезла. Как не исчез и потенциал вооружённого сопротивления казаков московской власти.
Тема эта, наверное, самая запретная и самая малоизвестная из всего, что касается казацкого движения. Но в оперативных сводках МВД по южным регионам РФ периодически попадаются сообщения о появлении вооружённых групп, нападающих на “представителей правоохранительных органов”. Почти всегда такие инциденты объясняются уголовными причинами, наверняка, этот момент тоже присутствует. Но только им дело не исчерпывается. Сегодня даже намёки на какую-то националистическую составляющую подобных выступлений в казачьих районах цензурируются уже на уровне первичных полицейских протоколов. Но ещё в 1998 году российская пресса писала, например, о том, что “в Ростове-на-Дону была раскрыта бандитская организация, состоящая из людей, называвших себя казаками. От обычных бандитских групп она отличалась тем, что имела собственную политическую программу, которая заключалась в создании на территории Краснодарского, Ставропольского краёв и Ростовской области независимой Казацкой Республики”.
Если что принципиально изменилось за прошедшие годы – то эффективность государственной цензуры, полностью блокирующей такие сообщения. И ещё – после начала войны на Донбассе сильно возросло количество автоматического оружия, припрятанного по укромным уголкам Ростовской области, Кубани и Ставрополья. В вышедшей на московском канале РЕН-ТВ 26 июня 2010 года передаче “Военная Тайна” было сообщено: “Недавно в Ростовской области была обезврежена группа сепаратистов, которые разрабатывали план создания независимой Казацкой Республики”.
Записаться в потешные “казачьи войска”, создаваемые сегодня российской властью, может каждый. Но наряду с ними сохранились и настоящие, природные казаки. И у них пробуждается историческая память, национальное казачье самосознание, которое постепенно приобретает всё более неудобные для Кремля очертания. Выражается эта тенденция не столько в концептуальных текстах – писать их в условиях современной Московии сложно.
Но можно послушать песни нынешних казаков и вдуматься в их слова. Они, на самом деле, не нуждаются в комментариях. Вот два клипа современных казачьих групп. “Национальность казак”. Клип донской группы “Атаманский дворец” специально снят в Ростове-на-Дону к переписи населения 2010 года в качестве агитационного материала.
Участники клипа рассказывают: “Прежде всего, несколько слов про съёмку казачьей массовки, в которой участвовал и я. Поразила солидарность казаков, которые откликнулись на призыв музыкантов – поучаствовать в съёмках клипа. Воскресный день, неласковая погода, а собралось под 100 человек. Казаки и казачки разных возрастов. Многие были с детьми. Вот это уже солидарное сообщество, которое готово защищать свои интересы. Как бы много в интернете ни говорилось о Казачьем Народе, как бы красиво ни описывали казачьи историки свою национальную идентичность, вывод простой: нет солидарности – нет Народа. Остальное – слова”.
Казачий Народ был и, несмотря на все старания уничтожить казачье самосознание и солидарность, – остался. Идея казачьей государственности имеет и юридическую международную поддержку. В 1959 году был принят американский закон “О порабощённых нациях” (PL 86-90), где наряду с другими странами и народами, “лишёнными национальной независимости”, перечисляется и “Казакия”.
То, что казацкое движение внешне слабо, раздроблено и вообще как бы не существует – не должно вводить в заблуждение. Любое значимое явление в мировой истории начиналось с маргинальных, не имеющих никакой силы групп. На протяжении большей части истории этого народа именно казаки были главной антимосковской вооружённой силой.
Стоит посмотреть ещё один клип, имеющий на настоящий момент более миллиона восьмисот тысяч просмотров – очень красноречивый клип казачьей группы “Атаман”:
Эх, казаки! Эх, казаки!
Завтра будем рубить царские полки.
Матушка-Русь, опорой нам будь.
Ты за всё нас прости, да и не позабудь.
Мне кажется, добавить к этим словам нечего. Разве что пожелание московским чиновникам лучше изучать историю подвластного им населения.
Впрочем – это пустое пожелание. И то самое “завтра”, когда казаки займутся тем, чем они занимались сотни лет своей истории – “рубить царские полки” – неизбежно настанет».

Александр Дзиковицкий.


(Данная статья является выражением личного мнения автора и не является общей позицией ВОЦ)

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...