20 нояб. 2020 г.

ОЧЕРЕДНАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ В РФ: ИМЕЕТ ЛИ СМЫСЛ УЧАСТИЯ В НЕЙ КАЗАКОВ

Судя по статистическим данным,
со статистикой у нас всё в порядке. 
В.Л. Туровский, русский писатель. 
 Всероссийская перепись населения 2020 года, как было заявлено об этом задолго «до», должна была стартовать 1 октября и закончиться 31 октября. Эта перепись, как сообщалось, будет уникальной, так как впервые не будет использоваться бумага. Опрашивающие будут ходить по домам с планшетами. Первые результаты появятся в конце 2020 года, предварительные итоги – в феврале 2021 года. Углублённую аналитику опубликуют в течение 2021-2022 годов. Так намечалось. Однако этому мероприятию помешал коронавирус. Уже 2 апреля 2020 года Росстат (Росстат – это та самая «исключительно правдивейшая в мире» российская статистика) предложил перенести перепись на 2021 год. Новые сроки пока не определены. Возможно, они перенесены на 1 год. А может на полгода и состоятся в апреле 2021 года, как утверждают некоторые интересующиеся этим вопросом. Но, может, это и к лучшему? Чтобы люди имели достаточно времени подумать над этим процессом? Для чего нужны вообще переписи? Официально одной из главнейших их задач заявляется следующее: «благодаря данным Всероссийской переписи населения властные структуры смогут выстраивать политику в социальной сфере более эффективно». Какая у нас «социальная политика» – мы все прекрасно видим. Ведь это будет не первая перепись и насколько «эффективно» выстраивается политика в социальной сфере, мы с каждым годом ощущаем на своей шкуре всё жёстче и бескомпромиссней. Однако переписи кое-что сообщают и такого, чего своей шкурой мы узнать не можем. Например, по их результатам выяснилось, что за последние 20 (путинских) лет в РФ исчезли 20.000 деревень. То есть, по тысяче в год! На самом деле, главная цель всех переписей (в некоторых странах они проводились даже в древности) – это интерес государства к имеющемуся у него военно-мобилизационному и фискальному потенциалу (сколько можно набрать в армию и сколько налогов содрать с населения, если говорить по-простому). Одним этим, конечно, интересы власти не ограничиваются. Не менее важным является зондаж подданных на лояльность. И (как уж в РФ без этого?) выдача в информационное пространство тех цифр, которые хочется выдать. Ведь ложь во всём стала характерной чертой нашего (нашего ли?) государства буквально во всём. Поэтому казакам я хотел бы напомнить, как нас подсчитывали в две предыдущие переписи – 2002 и 2010 годов. Наверное, многие уже и забыли, а более молодые и вовсе не знают. Вспомним? * * * Очередной виток политического партикуляризма казаков был связан с подготовкой и проведением 1-й Всероссийской (первой в РФ) переписи населения. «Казаки – это один из восточнославянских народов, имеющий свой особый физический и духовный облик. Казаки отличаются соборностью, отвагой, развитой взаимовыручкой. Мы нисколько не сомневаемся, что казак – это национальность». Эту систему доказательств в июле 2002 года озвучил на пресс-конференции тогдашний атаман реестрового Всевеликого Войска Донского (и вице-губернатор Ростовской области), а ныне 1-й заместитель атамана Всероссийского реестрового общества Н.А. Долуды – В.П. Водолацкий. Отсюда просьба к власти: разрешить в ходе переписи использовать запись в графе “национальность” – “казак”. Утверждение о казаках как “самобытном народе в общей семье народов мира”, который в ХХ столетии подвергся геноциду и репрессиям со стороны Российского государства, включён первым пунктом в Декларацию Съезда донских казаков Всевеликого Войска Донского, состоявшегося 5 сентября 2002 года в Новочеркасске. “Если перепись выявит, что на территории Всевеликого Войска Донского компактно проживает многочисленная народность казаков, мы сможем претендовать на существенные федеральные ассигнования”, – резюмировал свои выводы всё тот же Водолацкий, раскрыв своим заявлением меркантильный интерес реестровиков к результатам переписи. Как видим, к 2002 году реестровые казачьи вожди научились использовать стремление казаков к реставрации своего этнического Дома для решения своих вполне практических вопросов. Газета “Казачий взгляд” сообщала: «Донские казаки направили президенту Путину «Открытое письмо» с требованием признать их самостоятельной нацией и включить в перепись населения. Как рассказал начальник гражданского управления ВВД В. Воронин, это уже шестое письмо в адрес президента. Однако ответы как реестровым, так и общественным национально направленным казакам в основном поступали из Института этнологии и антропологии имени Миклухо-Маклая. Но здешние политизированные “учёные” не собирались признавать казаков самостоятельной нацией. По словам Воронина, казакам предложили: если они так уж хотят, пусть напишут в графе восемь переписного листа национальность “казак”, однако отдельного цифрового шифра не выделили. Так что всех подсчитают как русских – по языку. «Открытое письмо» президенту было одобрено на казачьем митинге, прошедшем в центре Ростова. Однако на него со стороны власти не было никакой реакции, не считая того, что атаманов вызывали в милицию. Воронин утверждал, что в милиции казаков предупредили «о недопустимости впредь нарушений Правил дорожного движения казачьими лошадьми – животные на пути к митингу не реагировали на красный свет». Было наивно полагать, что официальный отказ от введения отдельной графы “казак” для определения этнической идентичности стал бы предпосылкой для того, чтобы казакам отказаться от политики и идеологии казачьего партикуляризма. В “Казачьем взгляде” № 9, 2002 года, было помещено радостное для казаков сообщение И. Буракова, перепечатанное из газеты “ВН” (“Время новостей”?): «Всевеликое Войско Донское всё-таки добилось от правительства разрешения в рамках предстоящей в октябре переписи населения в графе “национальность” указывать неизвестную пока ещё науке народность “казак”. Об этом заявил атаман Войска и по совместительству вице-губернатор Ростовской области Виктор Водолацкий. Атаман говорит, что такого права казаки добились впервые с царских времён. Донское казачество вообще считает ужасным недоразумением то обстоятельство, что в списке 182 национальностей, населяющих сегодня Россию, нет казаков. Водолацкий сообщал: «Мы нисколько не сомневаемся, что казак – это национальность. Ни один учёный не сможет доказать обратное, не случайно Институт этнографии имени Миклухо-Маклая, проведя многочисленные исследования, до сих пор не разобрался в вопросе, что такое казак». Сотрудники аппарата реестрового ВВД утверждали, что по результатам грядущей переписи населения будет составлен наиболее актуальный и полный список национальностей, проживающих сегодня в России. И в этом новом варианте якобы обязательно будут присутствовать казаки. Впрочем, признание казачества как национальности – это вовсе не казачья этническая мечта нынешних реестровых генерал-атаманов, а трезвый финансовый расчёт “коммерсантов на казачестве”. В “Казачьем взгляде” № 10, 2002 года, были перепечатаны два сообщения. Первое из них, за подписью Д. Волкова из города Азова, – из “Донских войсковых ведомостей”. В нём говорилось: «Итак, стал реальностью факт, что при проведении Всероссийской переписи населения 2002 года будут официально учитываться граждане России, считающие себя по происхождению казаками. Общая численность при помощи специально проведённого кода сложится из двух категорий: “русскоязычные казаки” и “казаки с родным языком украинским”. Как к этому факту относятся члены казачьих обществ? Однозначно – положительно. А.А. Жарков, руководитель пресс-центра КО “Станица Азовская”, говорил тогда: «Только посредством переписи можно определить реальную численность казаков, всевозможным мониторингам, опросам я не верю. Они проводятся сомнительными методами и способами, результаты легко угадать заранее – в зависимости от того, кто проводит или заказывает мероприятие. Перепись исключительно важна. В связи с введением специального кода для казаков мы активно поддерживаем её, и примем максимальное участие в подготовке и проведении. […] Хотел бы обратиться к людям, не являющимся членами казачьих обществ, но имеющим казачье происхождение: не бойтесь указывать при переписи свою принадлежность к казачеству. Пусть федеральные власти знают, как нас много, что на юге России велик процент коренного населения. Тогда легче станет добиваться от Москвы решения проблем незаконной миграции, экологии, демографической поддержки семьи, сохранения этнического баланса. В решении указанных проблем, кстати, заинтересованы не только казаки, но и всё славянское население Дона». Второе перепечатанное сообщение было за подписью В.А. Кривоногова из “Казачьих ведомостей”: «18 августа 2002 года в городе Туапсе состоялся Совет атаманов Союза Казаков России (атаман А.Г. Мартынов). На нём одним из вопросов рассматривалось участие казаков Союза в предстоящей переписи населения. Окончательное решение совпадает с тем, которое озвучил атаман Единого Енисейского Казачьего Войска на страницах официального печатного органа этой организации: «Мы не пытаемся и не будем скрывать, кто мы есть. Мы, казаки, составляющая часть одного из самых великих народов мира – русского. Поэтому в графе “национальность” принято решение записать: “русский казак”» (Вот уж «ума палата». По такой логике можно писать и «татарский якут» или «чеченский бурят»… – Примечание автора). * * * После проведения переписи, но до оглашения её официально одобренных Кремлём цифр, в газете “Донские войсковые ведомости” была помещена статья С. Казакова “Реалии и тенденции”, посвящённая как вопросу этнической самоидентификации казаков, так и проведённой недавно переписи казачьего населения. Приведём отрывок: «…непродуманные действия властей и высказывания специалистов легко могут возмутить спокойствие в казачьей среде и вернуться бумерангом в те же структуры, вынуждая тратить время на “разруливание” ситуации. Наиболее наглядный пример тому – ситуация с вопросом подсчёта казаков во время Всероссийской переписи населения в октябре 2002 года. О необходимости уточнения самоидентификации казаков и учёта их численности писали немало. Казаки добились своего – в ходе Всероссийской переписи населения они указали свою национальную принадлежность. Отрицательные результаты переписи будут обнародованы весной 2004 года. Но уже есть предварительные итоги. На пресс-конференции в войсковом Правлении донской атаман казачий генерал В.П. Водолацкий, отвечая на вопросы представителей центральных и областных СМИ, назвал следующие цифры: 600.000 человек в Ростовской области во время переписи в графе “национальная принадлежность” указали – “казак”. В целом по России – 2 миллиона человек признали себя казаками по происхождению». Вообще-то, и такая цифра казалась заниженной. Однако надежды казаков даже в этом были жестоко обмануты. Результаты переписи 2002 года, официально озвученные гораздо позже, сообщали о том, что казаков по всей России насчитали лишь около 140 тысяч человек. Столь малая цифра поразила казачьих активистов и они стали проводить свои уточняющие опросы, которые показали огромное несоответствие озвученных результатов с реальным числом проживающих потомков казаков в сторону многократного занижения численности Казачьего Народа. Как впоследствии (осенью 2009 года) рассказал автору при личной встрече окружной атаман Усть-Медведицкого округа реестрового ВВД Владимир Николаевич Попадьин, по переписи 2002 года в Усть-Медведицком округе насчитали жителей казачьего рода всего около 30%. Но при этом переписчики прямо советовали всем писаться русскими, а если вопрос не “всплывал”, так сами записывали местных жителей “русскими”. Сомнения в результатах переписи заставили казаков в 2007 году провести собственный выборочный опрос населения, для проведения которого привлекли юртовых (то есть районных) атаманов и членов муниципальных казачьих дружин. Разброс оказался значительным. Казаков оказалось проживающими по районам от 53 до 83% (максимально в городе Фролово) и в среднем составил около 64% от всего населения. Атаман Попадьин привёл такие подсчёты. Процентный показатель переписи 2002 года в Усть-Медведицком округе оказался совпадающим с показателем по всей Волгоградской области, в которой проживает свыше 2.200.000 человек. Таким образом, в области проживает никак не менее одного миллиона человек, относящих себя к этническим казакам. В Ростовской области процент иногородних выше, чем в Волгоградской области, но там в целом населения больше. Так что и там наберётся не менее миллиона человек. Чуть ниже цифры получатся по Ставрополью и Кубани. Но ведь это никак не вяжется с объявленной общей численностью казаков по России в 140.000 человек! А ведь даже при показателе в 30% можно ставить вопрос о создании казачьей национально-территориальной автономии. Например, в Башкирии “титульных” порядка 20%, а в Еврейской автономной области – так вообще 2 – 3%! Но властям никакая казачья национальная территория не только не нужна, но и, по-видимому, враждебна. * * * Следующая перепись населения в РФ была назначена на 2010 год. И теперь казаки, наученные предыдущей переписью, заранее начали проводить разъяснительную и агитационную работу, убеждая казаков не бояться указывать свою национальность и не соглашаться на агитацию переписчиков записаться русскими. В “Известиях Национального Совета Казаков” № 4 от ноября 2008 года содержалось обращение к казакам. В нём говорилось: «Нашему народу предстоит очередное испытание. Своеобразный момент истины. В 2010 году в Российской Федерации проводится очередная перепись населения. Результаты этой переписи, в случае нашего активного участия в ней, как представителей Народа, заявившего свою казацкую национальность, позволят нам раз и навсегда, со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями, заявить российскому обществу, всему миру, что мы как Народ были, есть и будем. Хотел бы кто этого или нет. В прошедшую в 2002 году Всероссийскую перепись населения, прямо нарушая положение статьи 26, часть1 Конституции РФ, гласящее: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность», российские власти различных уровней всячески препятствовали национальному самоопределению казаков. При подготовке к переписи национальность “казак” была исключена из перечня Госкомстата РФ о национальном составе народов РФ. В региональные и местные отделения Госкомстата было направлено заключение одного из институтов Российской Академии Наук, характеризующее Казацкий Народ, как потомков беглых крестьян-холопов, переведённых впоследствии в воинское сословие, а в данное время являющихся фрагментом русского народа. В качестве ещё одного “веского аргумента” было указано, что, мол, появление национальности “казак” в перечне уменьшит общее количество русского народа. Необходимо отметить, что, в ходе проведения переписи, “инструктированные” переписчики всячески препятствовали волеизъявлению казаков, ссылаясь на отсутствие национальности “казак” в перечне народов РФ. В результате чего большинство опрошенных казаков не смогли объявить свою национальную принадлежность (а ведь по данным различных научных источников в России насчитывается от 1,2 миллиона до 12 миллионов казаков). Такое отношение к нашему Народу стало возможным в результате того, что в настоящее время российскими властями практически продолжается политика [императорской династии] Романовых по непризнанию казаков Народом, по насильственному переводу их в военное сословие. [...] В 1918 году, при развале Российской империи, казаки вновь восстановили свою государственность, просуществовавшую несколько лет и ликвидированную, в свою очередь, Советами. Но уже с сотнями тысяч и миллионами жизней уничтоженных казаков. Традиционная, историческая политика всех властей России по непризнанию нас Народом и со стремлением загнать казаков в “стойло” служилого сословия продолжается и в настоящее время сегодняшними российскими властями. Это особенно зримо и конкретно проявилось в недавно утверждённой президентом РФ “Концепции государственной политики РФ в отношении российского казачества” от 3 июля 2008 года, в которой казаки наделяются незаконными антиконституционными привилегиями в виде государственной службы в различного рода военизированных формированиях, что прямо противопоставляет их другим народам России и вызывает угрозу повторения трагических событий начала прошлого века. Исходя из вышесказанного, трудно переоценить нашу роль в участии и национальном волеизъявлении в предстоящей Всесоюзной переписи 2010 года. В 2002 году, несмотря на все препятствия, 140 тысяч казаков смогли национально самоидентифицироваться, и власти вынуждены были это признать. Всё это стало возможным благодаря активности самих казаков, а также целенаправленной работе в этом направлении Национального Совета Донских Казаков, Старейшин окружного этнического общества Области Войска Донского, активные действия которых заставили власти выполнять статью 26, часть 1 Конституции РФ. Братья и сёстры! От нашего активного участия и волеизъявления в определении национальности в предстоящей Всероссийской переписи населения 2010 года зависит во многом наше будущее! Будущее наших детей и внуков! Успешные для нас результаты переписи дадут нам неотразимые убедительные аргументы в диалоге с российскими властями по окончательному признанию казаков Народом. Равным среди равных, свободным среди свободных народов России. Опираясь на результаты переписи, мы заставим власти выполнять ими же принятый закон РФ “О реабилитации репрессированных народов” в отношении казачества № 5303-1 от 1.07.93 г. со всеми вытекающими правовыми последствиями. Всем казакам и различным казачьим организациям необходимо сплотиться под знаменем предстоящего общего дела…». * * * В интервью “РИА Новости” от 10 февраля 2010 года председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества А. Беглов заявил: «По экспертным оценкам, в России около 7 миллионов человек причисляют себя к казакам, общая численность войсковых казачьих обществ – более 700 тысяч человек, так называемых “нереестровых” общественных организаций – более 600». Таким образом, всё же абсолютное большинство казаков, около 90%, либо входят в общественные организации, либо вообще не входят ни в какие казачьи объединения, но они есть и их участие в новой переписи давало серьёзный аргумент в руки казачьих активистов, требующих воссоздания казачьей территориальной автономии. Многие казачьи активисты в 2010 году подключились к агитации соплеменников принять участие в мероприятии с целью установить более реальную, чем была обозначена переписью 2002 года, численность Казачьего Народа в РФ. Агитировали за это и реестровые организации (например, ВВД Водолацкого). Приведём, как образец, одно из таких “Обращений” (в сокращении): «Обращение Национального Совета Казаков к Казацкому Народу по случаю Рождества Христова в 2010 году и предстоящей в нём Всероссийской переписи населения. Братья и сёстры! В преддверии Рождества Христова примите искренние пожелания всем вам здоровья и счастья! Христос родился, а вместе с Ним – надежды на светлое будущее нашего Народа! Этот год будет непростым для нас. Наряду с преодолением охвативших нас кризисных трудностей, нам предстоит в это непростое время сделать решительный шаг, который может определить судьбу нашего богохранимого многострадального Народа. Наступает долгожданный момент истины. Наконец-то российские власти определились с окончательными сроками и порядком проведения очередной переписи населения, которая пройдёт в 2010 году с 14 по 25 октября. […] В том, что перепись пройдёт, – есть и немалая ваша с нами заслуга. Власти не смогли проигнорировать наши требования и, несмотря на усилия казакофобов и различных врагов России, перепись назначена на 2010 год, а в опросных листах оставлена графа “национальность”! […] – Очень важный момент! При внесении в раздел “национальность” своей национальной идентификации ни в коем случае не указывайте свою субэтническую принадлежность (донской, кубанский и так далее)! Просто “казак”, “казачка”. Указание субэтнической принадлежности просто “разбросает” нас! – Не менее важный момент: пока мы ещё не имеем формы опросного листа. Возможно, в нём появится графа “родной язык”. Обязательно указывайте: “родной язык – казачий”. […] – Старайтесь поучаствовать, по мере возможности, в работе опросных комиссий. – Не допускайте переписи по заранее составленным спискам из сельских администраций и ЖЭКов (мы это уже проходили в 2002 году). – В случае обнаружения нарушений установленных порядков переписи устраивайте пикеты перед местными администрациями и прокуратурами, привлекайте прессу и телевидение, пишите жалобы в различные инстанции. – Не допускайте и решительно пресекайте различного рода агитацию и действия казакофобов и других врагов России против участия в переписи. […] – Хотя бы на период до проведения переписи прекратите межказачьи склоки и споры. Объединяйтесь под знаменем общего дела с братьями по крови. Перепись покажет, чего мы сто́им и что сто́ит каждый из нас в отдельности! – Проводите широкую интенсивную агитацию среди нашего Народа об исключительной важности для казаков данного мероприятия властей. Время для нашего становления ещё не упущено. Но, может быть, это – один из немногих шансов на осуществление наших благородных устремлений. Успешные результаты переписи дадут нам неоспоримые аргументы в нашей борьбе по принуждению российских властей к признанию казаков Народом, равным среди равных, свободным среди свободных народов России. Эти результаты станут мощным фундаментом, на котором мы начнём строить новое, счастливое казачье будущее. В ваших руках, в руках ваших близких по крови – будущее нашего Народа! Докажем всему российскому обществу, всему миру, что “казачьему роду нет переводу”! Слава Богу, что мы казаки! 4 декабря 2009 года». Следует сказать, что в 2010 году казаки приняли участие в переписи гораздо более организованно и активно, а по её окончании предварительные данные о наличии в РФ нескольких миллионов казаков были даже озвучены патриархом Кириллом, реестровым атаманом ВВД Водолацким и рядом других высокопоставленных чиновников, но… Как говорил французский император Наполеон III, «не важно, как проголосуют, а важно то, как посчитают». Власть РФ опять пошла на обман. И даже более откровенный и циничный, чем в 2002 году. Когда дело дошло до официальной публикации итогов переписи (через год), казаков оказалось всего… менее 70 тысяч. Вдвое меньше, чем 8 лет назад! Комментировать тут что-либо просто нет смысла, но изолгавшиеся правители РФ таким вопиющим надувательством и столь откровенным мошенничеством сами себя в очередной раз выставили жалкими карточными шулерами в глазах думающих казаков. Один казак из Ростова-на-Дону впоследствии в разговоре с автором так оценил итоги двух переписей: «Есть странность в этих цифрах. К переписи 2002 года никто толком и не готовился и агитации не проводил, и пожалуйста – 140 тысяч. А к переписи 2010 года как раз готовились, и всего 70 тысяч. Неувязка. Я в конце 1990-х разговаривал с преподавателем школы милиции в Ростове, так вот по их прикидкам, казаки могли выставить в случае мятежа порядка 50.000 бойцов. Так они оценивали мобилизационный потенциал донских казаков. Это учитывая, что лёгкими на подъём оказываются, как правило, не более 10% активного населения». Переходим в наше время, в 2020 год. Так какой смысл, вроде бы, казакам принимать участие в затеянном новом пересчёте, если нас опять будут морочить с потолка взятыми цифрами о нашей численности, но сами для себя власти о нас будут знать и учитывать возможный потенциал сопротивления, если наступят события, подобные белорусским? Лично у меня нет никаких сомнений, что мы и на сей раз будем обмануты. Но, в то же время, я считаю, что участие в новой переписи с указанием своей национальной принадлежности, а главное, предпереписная подготовка, дают какую-то возможность напомнить казакам о том, кто они есть. И самим казакам вспомнить о своём роде. А это – необходимая составляющая национального самосознания, которое десятилетиями выхолащивалось, выстреливалось, вымаривалось, вытаптывалось из вольнолюбивого Казачьего Народа, из которого лепилось нечто забитое, рабски покорное и удобоваримое для имперских властей. В начале ХХ века выдающийся русский государственный деятель П.А. Столыпин произнёс слова, ставшие крылатыми: «Народ, не имеющий национального самосознания – есть навоз, на котором произрастают другие народы». Казачий Народ в плане наличия или отсутствия национального самосознания – не исключение из выведенного Столыпиным общеприменимого правила! И потому лично я считаю, что всё равно нам надо упорно и постоянно подтверждать на всех уровнях и во всех инстанциях свою казачью этничность. Но тут уж не прикажешь: каждый казак сам для себя должен определиться – предавать ли своих казачьих предков и становиться «москалём» или стараться быть их достойным наследником. И если казачий потомок определил себя казаком – помоги другому казачьему потомку вспомнить об этом. А не определился таковым – отойди в сторону и не путайся под ногами. 
 Александр Дзиковицкий, сопредседатель Координационного Совета Союза Народов России (КС СНР), 
лидер Всеказачьего Общественного Центра (ВОЦ). 
 (Данная статья является выражением личного мнения автора и не является общей позицией КС СНР или ВОЦ)

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...