5 дек. 2025 г.

"Доступная среда" только на бумаге: как в Калуге игнорируют нормативы ЖК РФ при переводе квартир под нежилые помещения

Проблема пандусов в Калуге давно вышла за рамки частного неудобства, став системной экологической и социальной проблемой. Недоступность городской среды особенно ярко проявляется при переводе жилых помещений в нежилые, где требования закона о доступности попросту игнорируются. Сегодня мы рассмотрим вопиющий случай с салоном "Ортопедия 40" и проанализируем, как чиновники обходят требования ЖК РФ Статья 23, создавая непреодолимые препятствия для маломобильных граждан.

История вопроса (Контекст)

Мониторинг состояния доступной среды в Калуге показывает удручающую картину: правильных, соответствующих ГОСТу пандусов, практически нет. Мы неоднократно поднимали эту тему, фиксируя нарушения как при новом строительстве, так и при реконструкции объектов. Особо острая ситуация сложилась в сфере перевода квартир под офисы и торговые точки.

Именно с этим контекстом связана история помещения на улице Октябрьская, дом 10, где разместился салон "Ортопедия 40". Ирония ситуации в том, что учреждение, предназначенное для помощи инвалидам, оказывается для них физически недоступным.

Что произошло? (Факты и текущая ситуация)

Салон "Ортопедия 40" функционирует в бывшей квартире, переведенной в статус нежилого помещения. Согласно законодательству, такой перевод требует строгого соблюдения процедур, прописанных в ЖК РФ Статья 23. Цель этих требований — гарантировать безопасность и доступность нового объекта, особенно если он оказывает публичные услуги.

Для законного перевода помещения необходимы следующие ключевые шаги (помимо технических документов):

  • Проект переустройства и/или перепланировки, обеспечивающий использование помещения в новом качестве (включая доступность).
  • Протокол общего собрания собственников многоквартирного дома, содержащий согласие на перевод.
  • Согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению.

Возникает логичный вопрос: как при соблюдении всех этих пунктов мог быть утвержден проект, не предусматривающий возможность попадания инвалида в салон, где ему должны оказывать услуги?

Что сделано? (Конкретные действия: суды, работы и т.д.)

Наше расследование показало, что буква Статьи 23 ЖК РФ при переводе помещения под салон "Ортопедия 40" была, мягко говоря, проигнорирована. Судя по всему, собственник или чиновники нашли способ обойти требования закона, утвердив перевод без гарантий доступной среды.

Изначально собственник помещения тактично умолчал о планах по обеспечению посещения инвалидов, а администрация города Калуги впоследствии "закрыла глаза" на явное нарушение норм. В результате, несмотря на официальные запросы и обращения общественности, ситуация оставалась без изменений.

В ответ на бездействие муниципальных властей были предприняты следующие шаги:

  • Оформлено официальное обращение в Администрацию Калуги с требованием разъяснить процедуру перевода статуса помещения.
  • Подготовлено и направлено письмо Прокурору Калуги с требованием провести проверку законности перевода помещения по адресу Октябрьская, 10 и оценить соблюдение градостроительных норм и норм доступности.

Проблема не ограничивается одним салоном. Яркий пример системного пренебрежения нормами — реконструкция набережной Яченского водохранилища. Даже в масштабном проекте, где были выделены значительные средства, концепция «залетного» архитектора не предусмотрела полноценные пандусы, что подтверждается официальными ответами чиновников.

Моя оценка и опасения (Экспертное мнение, прогнозы)

Считаю очевидным, что требования ЖК РФ Статья 23 были нарушены в части обеспечения условий эксплуатации нежилого помещения. Если даже учреждение, напрямую работающее с маломобильными гражданами, позволяет себе быть недоступным, это указывает на глубокую коррупционную или халатную природу проблемы.

Администрация, согласовавшая такой перевод, должна понести ответственность. Складывается впечатление, что в Калуге существует «схема обхода» законодательства, позволяющая предпринимателям экономить на создании доступной среды, а чиновникам — закрывать глаза на нарушения.

Мои главные опасения:

  • Безнаказанность в деле "Ортопедия 40" приведет к тому, что будущие заявители будут использовать ту же «лазейку» при переводе квартир.
  • Официальный ответ Прокуратуры может быть формальным, что затянет решение проблемы на неопределенный срок.
  • Городские власти не имеют четкой и действующей комиссии по контролю за соблюдением норм при переводе помещений из жилого в нежилое.

Заключение и выводы

История с салоном "Ортопедия 40" — это не просто ошибка, это индикатор провала городской программы «Доступная среда» и грубое нарушение прав граждан. Если даже в проектах, напрямую связанных с инвалидами, мы видим такое пренебрежение, то о какой доступности города для всех маломобильных групп может идти речь?

Мы продолжаем следить за ответом Прокуратуры Калуги. Настало время, чтобы городская власть перестала просто выдавать разрешения, а начала нести реальную ответственность за качество принимаемых решений.

Призываем читателей: Если вы обладаете информацией о процессе перевода статусов помещений в Калуге или столкнулись с подобными нарушениями доступной среды, поделитесь ею в комментариях. Только совместный контроль поможет нам добиться соблюдения закона.








Комментариев нет: