Виталий ЧЕРНИКОВ
Слон в посудной лавке
В начале избирательной кампании ВРИО губернатора Калужской области Анатолий Артамонов в лучших традициях фарисеев и книжников заявил, что сделает все возможное, чтобы в выборах приняли участие все желающие, чтобы, дословно, «выборы были хорошие».
Но то ли возможностей не хватило, то ли привирал господин ВРИО, только на деле все получилось прямо наоборот.
Из процесса избирательной гонки последовательно и грубо были устранены практически ВСЕ конкуренты как самого Артамонова, так и партии «Единая Россия». Для того, чтобы расчистить себе путь для победного шествия губернаторская команда на поле избирательной брани палила изо всех калибров, не считаясь со значимостью цели и понесенными затратами.
Со «Справедливой Россией» проблему решили заранее. После нескольких встреч Артамонова с Сергеем Мироновым региональное отделение этой партии было поставлено под жесткий контроль Центра. Даже вполне себе системного обнинца Александра Трушкова поменяли на петербурженку-москвичку Елену Драпеко, а командовать парадом прислали политтехнолога Чибекова, который сразу объявил о прекращении борьбы с Артамоновым. Такой «прогиб» привел к резкому падению интереса к справороссам со стороны протестных групп избирателей, а часть членов партии даже покинула её ряды в знак несогласия с новой повесткой дня.
Первым скандалом уже избирательной кампании обернулось тройное снятие облизбиркомом списка партии «Гражданская инициатива». Меньше известна информация о снятии с выборов оппозиционных кандидатов-одномандатников, однако и здесь 100%-ное попадание – все цели были поражены уже руками калужских судов. Демократическую коалицию свалили до регистрации, десантировав в ее ряды, так называемых, «токсичных» сборщиков, среди которых были замечены представители проартамоновски настроенного боксерского клуба «Полет».
Мощнейший удар был нанесен по областному отделению КПРФ снятием трех сильных кандидатов – Анатолия Галича, Вячеслава Горбатина и Сергея Кременёва. Здесь к спецоперации пришлось подключить даже членов ЦК КПРФ. Устранением конкурентов «Единой России» в Калужской области лично занялся амбициозный политик, заместитель Геннадия Зюганова Юрий Афонин. По слухам, он даже встречался с Артамоновым. Так это или нет, сказать трудно, но аргументы, представленные Афониным Президиуму ЦК удивительным образом, почти дословно повторяют статьи в газете «Весть», подписанные, как утверждают злые языки, коллективным псевдонимом пресс-службы губернатора. И здесь на стороне артамоновской команды оказались все суды, включая Верховный. Что, впрочем, не мудрено – председатель Калужского областного суда Дмитрий Краснов давно считается чуть ли не другом Артамонова. А его должность председателя Совета судей Российской Федерации предоставляет прекрасную возможность для «разруливания» любых вопросов на федеральном уровне.
Но это, так сказать, большие выборы, где на кону проценты и калужской «Единой России», и ее поистрепавшегося лидера. Однако и сельские выборы не остались без ковровых бомбардировок. В Детчино была откомандирована группа штабных политтехнологов «Единой России» во главе с господином Кармановым, которая занялась там только одним – дискредитацией кандидатов Виталия Черникова и Дмитрия Мартышенко. По квартирам и домам ходили гонцы, информировавшие избирателей о том, что эти нехорошие люди хотят прийти к власти, чтобы руками детчинцев, ни много ни мало, устроить бунт против Путина. Вне разрешенных для размещения агитации мест все было обклеено листовками с призывом голосовать за кандидатов от «Единой России». По почтовым ящикам разбрасывались подметные брошюрки без выходных данных с информацией о «грязных делах» оппозиционных кандидатов. Причем спешка была такова, что даже общеизвестные факты перевирались в агитках до неузнаваемости. Например, сообщалось, что Виталий Черников баллотировался в 2013 году в Законодательное Собрание, хотя в указанном году выборов в областной парламент не было. В геи пытались записать Дмитрия Мартышенко, у которого, как всем известно, трое дочерей и красавица жена из Донецка.
Но апофеозом всей артамоновской политтехнологии стал визит в Детчино Владимира Жириновского. Из выступления этого политического пенсионера стало понятно, что маленькое сельское поселение заслужило такую высокую честь только одним – участием в местных выборах все тех же Мартышенко и Черникова. Скандальный федеральный политик, который вряд ли знал их фамилии до приезда в Калугу и едва ли через неделю сумеет повторить их без ошибок, оказался удивительно информирован о личной жизни и религиозных предпочтениях этих двух кандидатов в депутаты.
По свидетельству опытных участников политических баталий более беспардонной по своей циничности, жесткости и безответственности избирательной кампании в Калужской области еще не было. Ни работников избирательных комиссий, ни самих кандидатов от партии власти не останавливало НИЧТО и НИКТО.
Ордена и медали
Безудержное использование командой ВРИО административного ресурса и объёмы финансовых средств поражали воображение. Но и это не дало бы сегодняшнего результата, если бы не пятая колонна внутри КПРФ. Причем не мифическая, а реальная пятая колонна. Сегодня уже совершенно ясно, что секретари обкома КПРФ Марина Костина и Николай Федоров стали для Юрия Афонина спусковым крючком в истории со снятием Горбатина-Галича-Кременева. И за это, судя по всему, получили адекватное вознаграждение. В их одномандатных округах уже в ходе избирательной кампании были сняты два кандидата от партии власти и один от партии «Справедливая Россия», что обеспечило им стопроцентное прохождение в их округах. Забавно, что кандидат от «СР» мотивировал свое снятие желанием помочь «коллегам-коммунистам», хотя последние об этом никого не просили.
Косвенно версию об «оплате за услуги» подтверждает и еще один факт. Приехавший в Калугу политический трансвестит Жириновский «мочил» всех противников Артамонова и в первую очередь - КПРФ. Казалось бы, зачем партии власти в таком случае уступать два верных места коммунистам? Да еще и «Справедливую Россию» поражать в правах? Нелогично. А вот, ведь – уступили и поразили.
Кстати, Жириновскому за хорошую работу тоже достался бонус. С третьего места в Законодательном Собрании ЛДПР переместилась на второе. И в городской Думе Калуги получила одно место. Это при практическом отсутствии хоть какой-нибудь видимой деятельности ЛДПР в Калужской области! Вот что значит, оказаться в нужное время в правильном месте. И, главное, с правильными речами.
Пост сдал, пост принял
Давайте посмотрим, решены ли состоявшимися в Калужской области выборами задачи социального мира, о котором столько говорил перед выборами Вячеслав Володин. Формальный лидер «Единой России» Виктор Бабурин считает, что низкая явка, которую показали калужские избиратели, признак развитой демократии и высокого уровня доверия населения к власти. Оставим за скобками спорность этого утверждения. В конце концов мы помним, что Артамонов обещал допустить к выборам всех желающих и как он выполнил свое обещание. Опыт показывает, что подобные заявления калужских начальников – не более, чем фигура речи.
На самом деле все намного хуже. Увлекшись устранением политических конкурентов Артамонов со товарищи выплеснули вместе с водой и младенца. Ситуация и в стране, и в «регионе-лидере» сегодня, мягко говоря, далека от идеальной. И никаких предпосылок к тому, что в ближайшие два года она изменится пока не просматривается. В этих обстоятельствах оппозиция предложила действующей власти вполне разумный выход – разделить ответственность по управлению регионом в условиях нарастающего кризиса. Но, видимо, уж очень хотелось показать, какие мы крутые, как мы можем всех «сделать». А нам за это не только ничего не будет, но еще и наверху, глядишь, оценят и печенюшек импортозамещенных накидают.
Возможно, задача замазать глаза президенту и была решена. Да только теперь уже виноватыми делать будет некого. Виртуальные «госдеп» и «западные фонды», деятельности которых нам так и не смогли продемонстрировать, выборы проиграли вчистую в них не участвуя. Искусственно созданный в Законодательном Собрании политический плюрализм на поверку оказывается отделом администрации губернатора, где работникам выданы столы, выкрашенные в разные цвета. Ни ЛДПР, ни СР, ни даже КПРФ нельзя даже с натяжкой называть оппозиционными силами в областном парламенте. В связи с чем и ответственности за принятые решения они разделить не могут, поскольку никакой самостоятельной и ответственной (извините за тавтологию) силой не являются.
В электоральном плане ситуация еще хуже. Обильно вываленный на оппозицию бессовестный и бездоказательный «компромат», демонстративное игнорирование законов самой партией власти, включая победившего на выборах кандидата в губернаторы, только увеличили нежелание людей иметь хоть какое-то отношение к избирательному процессу в частности и к власти вообще. Нараставшее в последние годы недовольство деятельностью «Единой России» и Артамонова их политтехнологи тупо перекрыли «черным пиаром» в отношении даже последних островков оппозиции. В результате тысячи избирателей, настроенных против действующей власти, на выборы просто не пошли, поскольку «все одинаковы» и «все плохие». Тем более, что ни на парламентских ни на губернаторских выборах партия власти графу «против всех» вернуть не рискнула. А на участки в основном пришли те, кто при любом раскладе голосует за власть либо те, кого пригоняют на выборы под страхом увольнения.
Короче, Артамонов с коллегами приняли пост у самих себя, вытоптав политическую поляну фактически до поверхности тектонической плиты. Поможет ли им это справиться с экономическими и социальными проблемами увидим уже очень скоро. Тем более, что через пару месяцев начинается предварительная подготовка к выборам в Государственную Думу и дел у партии власти опять будет по горло.
Последний бой политтехнологов?
В завершение небольшое отступление от темы. Но совсем небольшое. На этих выборах политтехнологи партии власти бились исключительно сами с собой. Ну, и с избирателями, конечно. Ни одна из остальных допущенных к выборам партий не использовала наемный политтехнологический ресурс для победы над «Единой Россией». Справороссы оказались единственными, кто пригласил специалистов для ведения избирательной кампании. Но они, скорее, помогали коллегам из ЕдРа, чем мешали им. ЛДПР просто руководствовалась указаниями калужского «министерства правды», включая использование в своих газетах подготовленных штабом единороссов материалов. КПРФ, в связи с упомянутым выше скандалом, практически не получила ни организационной, ни финансовой помощи на избирательную кампанию.
В столь тепличных условиях нужно было действовать с особой изобретательностью, чтобы получить те результаты, которые мы имеем сегодня - за Артамонова проголосовало около 20% всех избирателей области, за «Единую Россию» - примерно 18%.
Субъективное ощущение таково. Эра политтехнологов заканчивается. Все, что было можно сделать, чтобы вызвать у людей отвращение к власти вообще и к выборам в частности, они сделали. Следующая итерация возможна, но может оказаться печальной для самих политтехнологов. Их будут бить и возможно даже ногами, как говорилось в одной из любимых моих книг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий