6 дек. 2013 г.

ВОССТАНИЕ КИРГИЗОВ В 1916 ГОДУ

      Главы из книги моего друга, Юрия Фадеева из Тарусы.  
 РУССКИЕ В ТУРКЕСТАНЕ.
            ГЛАВА  I   Российская  империя и Туркестан.
                                      История взаимоотношений
  (05. 12. 2013. Продолжение )
В 1854 году генерал – губернатор Западной Сибири Г. Гасфорд, «во исполнение высочайшего повеления», предложил киргизским  манапам Иссык – Куля прислать в Омск своих представителей «для принятия присяги на верноподданство России». Бугунские манапы избрали своим представителем Кычибека Шералина, близкого родственника  верховного  бугунского  манапа Бурунбая.  Кычибек  не раз уже бывал в качестве посла в Омске, имел чин капитана русской армии и был награждён золотой медалью. От других приглашенных родоправителей – солто и сарыбагыш – послы не прибыли.
     Процедуру присяги обставили пышно, в сибирском духе с восточными традициями. 17 января 1855 года под сводами губернского омского дворца Кычибек Шералин, с Кораном в руках, принёс присягу на верность России. Таким образом, к сожалению, чисто формально,  было положено начало принятию киргизов в Российское подданство.  Верховному правителю племени Бугу Боронбаю присваивают звание полковника русской армии и посылают богатые подарки.
         В течение 12 лет – с 1855 по 1867 годы – все киргизские племена Северного Киргизстана, измотанные внутренними междоусобицами и подчинённые Кокандскому ханству, формально принимают российское подданство.

3
В 1873 году против Кокандского хана  Худояра выступили Южные киргизы  и взяли Узген, Уч-Коргон, Ош, Сузак, и Булак-Баши.     К восставшим присоединились оседлые узбекские народности и около 3000 кокандских сарбазов (воинов). Осенью 1873 года восставшие приняли решение стать подданными России, но, российские власти, связанные торговым договором с Кокандским ханством, поддержали не повстанцев, а Худояр – хана, и тогда, гнев восставших обернулся против русских.  
           Для подавления главных очагов восстания царским правительством была организована карательная экспедиция в междуречье Нарына и Карадарьи. Экспедиционным корпусом командовал генерал-майор Скобелев. Восставшие, оказавшие вначале упорное сопротивление, вскоре стали быстро отступать к городу Ош,  затем Кара-Су и Узгену. 10 сентября 1875 года Ош был занят русскими войсками.  Последовал  разгром отрядов  Пулат-хана, Абдылдабека, муллы Ашира и других киргизских и узбекских крупных феодалов.

Опасаясь нового народного восстания, царское правительство приняло решение ликвидировать Кокандское ханство. 19 февраля 1876 года был издан официальный указ царя о присоединении Кокандского ханства  (следовательно, и подвластных ему южных киргизов) к России, и об образовании в составе Туркестанского генерал-губернаторства Ферганской области. В результате этого административного преобразования южная часть Киргизии вошла в состав России. Первым военным губернатором области стал М. Скобелев.

Однако горные районы южной Киргизии, в частности Алай, оставались непокорёнными.  Абдулла-бек, Оморбек, Маматбек, Асанбек – сыновья погибшего в Коканде Алымбека-датхи  и «Алайской царицы» начали борьбу против вступивших в их владения войск.  Скобелев, заняв выходы с гор в Ферганскую долину, летучими отрядами двинулся из города Ош по направлению к Гульче,  к Алайскому хребту, где сосредоточились киргизы. В обход были направлены две колонны — майора Ионова и полковника Витгенштейна.  Восставших начали теснить, но сопротивление киргизов  продолжалось до тех пор, пока 29 июля 1876 года  Витгенштейн с помощью Шабдан-батыра4 не взял в плен Курманджан-датху5 – Царицу алайских киргизов.

Зная большое влияние царицы на своих соплеменников,  князь Витгенштейн проводил Курманжан в штаб Скобелева в Маргелан  не как пленницу, а с почётом.  Здесь её так же ожидала встреча, соответствовавшая её положению. Скобелев попросил её передать сыновьям его предложение о мире – пусть возвращается  в аилы со своими джигитами – наступает пора мирной жизни. Курманжан-датха обещала, но в ответ потребовала не преследовать восставших и освободить пленных.  Обе стороны – Скобелев и Курманжан сдержала слово и на десятилетия, вплоть до восстания киргизов на севере Киргизии в1916 году, на территории Киргизстана воцарился мир.

4

На данном историческом этапе  время выдвинуло две ярких киргизских исторических личности:  Курманжан[1] и Шабдана Джантаева или Шабдан-батыра  как его зовут в народе. В сложный исторический период правления Кокандского ханства и России, они взяли на себя ответственность и с присущей им мудростью и дипломатическими способностями спасли народ от ассимиляции и гибели.

Курманжан Маматбай кызы родилась в аиле  Оро  в Алайских горах, в семье киргизов – кочевников из клана Монгуш.  В 1832 году стала женой богатого алайского феодала Алимбека. Родила шесть сыновей. После гибели мужа в Коканде, в 1862 году правление перешло к пятидесятилетней Курманжан. Она не только пользовалась уважением алайцев, но и опиралась на преданное ей войско в составе 10 тысяч джигитов. Волевая женщина воспротивилась кокандскому хану Худояру обложить налогом алайских киргизов и заставила признать её в качестве нового правителя Алая с присвоением ей почётного титула «датха». Хан, известный своей надменностью, был вынужден встречать Курманжан Датха как самого знатного бека. Впервые  в Средней Азии и на всём мусульманском Востоке в честь женщины был устроен официальный приём. Признал алайскую правительницу и эмир Бухары Муззафар.

После соглашения с М. Скобелевым Курманжан Датха официально объявила о присоединении земель алайских киргизов к Российской империи. За это российское правительство присвоило её чин полковника. После присоединения к России на территории Алая было образовано пять волостей, четыре из которых:  Кичи-Алайская, Гульчинская, Наукатская и Узгенская – согласно условию перешли под управление её сыновей.

В дальнейшем Курманжан  Датха взяла курс на установление дружественных отношений с российскими властями. Российские политические и военные деятели, лично знавшие Курманжан: Лев Костенко, Михаил Ионов, Константин Кауфман – отмечали её житейскую мудрость и необычайное уважение среди соотечественников. С полковником Михаилом Ефремовичем Ионовым – первым начальником Ошского уезда, Курманжан Датха на протяжении многих лет сохраняла дружеские отношения, вела длительную переписку, обменивалась подарками и фотографиями.

Во время памирских походов русской армии в войне с Афганистаном, она отдала приказ своим людям доставлять провиант в отряд полковника Михаила Ионова.  Предусмотрительно вела себя во время восстаний на территории бывшего кокандского ханства, предпочитая занимать пророссийскую или же нейтральную позицию.

С 1881 года Курманжан Датха стала получать правительственную пенсию, а Император Николай II пожаловал ей специальный царский подарок – золотые дамские часы с изображением государственного герба империи с цепочкой и брошью, украшенные бриллиантами и розами.

В июне-июле 1906 года, за полгода до смерти Курманжан Датхи, в ходе Азиатско-китайской экспедиции, через Алайскую долину проезжал русский путешественник и будущий маршал Финляндии Карл Густав Эмиль Маннергейм[2]. В своих походных дневниках Маннергейм оставил воспоминания об алайских киргизах и, конечно, о встрече с самой «Алайской царицей». Маннергейм был поражен тем, как просто 96-летняя мусульманка согласилась сфотографироваться, да ещё и верхом на лошади.

В 2004 году на проспекте Эркендик (проспект Дзержинского) в дубовом сквере в Бишкеке  Курманжае Датхе  воздвигнут памятник. Её именем названы улицы в Бишкеке и Оше.

 

Второй исторической личностью того времени является  Шабдан батыр, сын Джантая, внук Карабека  – крупный сарыбагишский манап, один из потомков знаменитого Атаке - батыра.  С ранних лет отец готовил Шабдана на роль своего преемника, воспитывая его в согласии с моральными принципами степных кочевника, к коим относились преданность людям, усердие, честь, военная храбрость. В 1850 году Пишпекский бек Атабек отправил его в качестве заложника ко двору Кокандского хана  Маллябека. Одновременно с ним в ханской орде служили, ставшими, в последствии, известными фигурами в киргизском обществе, баргинец Алымбек, солтинец Байсеит, бугинец Кадыр и другие. Таким путём правители хана пытались решить двоякую задачу: держать в повиновении киргизских кочевников и подготовить на будущее верных и послушных себе родоначальников.

В 1860 Шабдан в составе войска Канаат-хана участвовал в Узун – Агачском сражении против русской армии  - в этом бою кокандцы потерпели поражение, Шабдан впервые увидел превосходство русской армии. Эта битва практически положила конец правлению кокандских феодалов в северной части Киргизии. Оставаясь при ханском дворе, весной 1862 года Шабдан принял участие в обороне Ташкента от мятежников. Его храбрость, смелость и решительность при боевых действиях были замечены, и Кокандский хан назначил Шабдана комендантом г. Азрети-Султан (г. Туркестан). Но после того, как отец Жантай Карабеков встал на сторону русских, Шабдан  принял российское подданство и стал добросовестно служить русским властям.

Со своими джигитами он помогал начальнику токмакского  уезда Г. С. Загряжскому утверждать русское административное управление в Центральном Тянь – Шане. В 1877 году принимал участие в военных действиях против Коканда – в операции против Пулат - хана он командовал «летучим отрядом» в корпусе М. Скобелева

В 1878 году в составе  отряда Семиречинского казачьего войска под командованием барона Штакельберга, Шабдан со своими джигитами  участвовал в экспедиции против Кокандского ханства со стороны Нарынского укрепления в направлении Намангана.

За храбрость, проявленную в этом деле, был награждён знаком военного ордена 4 й степени, а впоследствии серебряной медалью в память покорения Кокандского ханства. В том же 1878 году Шабдан со своими джигитами нёс разведочную службу в отряде войскового старшины Гринвальда. За этот поход Шабдан был награждён большой золотой медалью на Анненской ленте. В 1883 году Шабдан был представителем от киргизского населения на короновании Александра III, где ему было присвоено звание войскового старшины, аналогичный чину полковника, пожалована серебряная медаль в память о скончавшимся Александре II и золотые часы.

Он занимался благотворительной деятельностью, так обратившись с письмом к генералу М. Скобелеву, Шабдан – батыр обеспечил свободу более ста киргизам и казахам, приговорённым к смерти за протест против переселения русских в Среднюю Азию и Семиречье. Занимался и социальными проблемами - открыл и полностью финансировал частное медресе в Кемине, отправлял киргизских детей учиться русской грамматике в г. Верный. За заслуги в мирное время Шабдан был награждён памятной медалью походов в Средней Азии, а за благотворительность был отмечен знаком общества Красного креста.  Как войсковому старшине, на похоронах Шабдану-батыру  были оказаны воинские почести Пишпекским военным оркестром и ружейным залпом отряда казаков.

Шабдан-батыру возведены памятники на его родине в Кеминской долине и в столице Киргизии городе Бишкеке.

 

5

Оценивая исторический процесс присоединения Киргизстана к России, длившийся два десятилетия (с 1855 по 1876 гг.), можно сказать, что он был не только продолжительным, но и трудным, противоречивым – как мирным, так и военным – насильственным. Безусловно, все эти события имели решающее значение для судеб киргизского народа. Прекратились разорительные междоусобные феодальные войны, разжигаемые феодальной верхушкой — манапами было уничтожено рабство.

Для России новые земли должны были стать дополнительным источником дешевого сырья и рынком сбыта продукции набиравшей обороты промышленности. К тому же туда предполагалось переселить малоземельных крестьян России. Переселение русских хлебопашцев в Киргизию началось в конце XIX века. 

В Приферганье, Чуйской и Таласской долинах, Иссык-Кульской котловине Киргизии лежали целинные, плодородные земли, но без орошения они были бесплодны. Для строительства оросительных каналов требовались инженерные знания и огромный труд. В 1910 году Царское правительство выделило средства на создание оросительной системы в долине реки Чу.

Коренное население Киргизии не знало земледелия. Киргизы - горные кочевники. Они использовали  «вертикальный» способ кочевания и традиционно селились в предгорных зонах юга Киргизии, Таласской и Чуйской долинах, высокогорных долинах — Алайской, Сусамырской, Нарынской, Ат-Башинской. В основном  разводили лошадей и овец, меньше — крупный скот: на равнинах — верблюдов, в высокогорье — яков. Каждый аил кочевал на определённой территории: «жаздоо» - весенней, летом, навьючив лошадей, люди со стадами овец откочевывали на горные пастбища — «жайлоо», и «кыштао» - зимние пастбища. Лишь небольшая часть земель возделывалась ими в Ферганской, Чуйской, Таласской долине и Иссык – Кульской котловине. Сеяли преимущественно просо и ячмень и меньше – пшеницу.

Специально созданное Переселенческое управление разработало систему льгот: прощение переселенцам всех недоимок, низкие цены на железнодорожный

билет, освобождение от налогов на пять лет, беспроцентные ссуды от 100 до 400 рублей на крестьянский двор и т.д. Крестьяне с детьми, скотом, с домашним скарбом на телегах месяцами в зной и холод двигались на восток.

Чтобы избежать недовольства местного населения, правительство действовало весьма осмотрительно. Как правило, для переселенцев подыскивали неосвоенные, неорошаемые земли — пустующие либо лежащие на окраинах скотоводческих кочевий. С крупными землевладельцами власти заключали договоры и покупали у них землю. Платили, в числе прочего, и за так называемые неиспользуемые участки. Перекосы в земельных отношениях, конечно были. Это происходило,  прежде всего, из – за алчности бесконтрольных  манапов, которые сдавали в аренду, а иногда и продавали богатым переселенцам родо - племенные земли.

Русские переселенцы первой волны освобождались не только от податей, но и от воинской повинности. Кроме того, им выдавали материальную помощь для обзаведения хозяйством — бесплатный инвентарь, рабочий скот и прочее. Например, в селе Покровское (ныне Куршаб Ошской области) каждому хозяйству причитались две лошади, бричка, корова, 100 пудов хлеба, плуг и борона. Выходцы из России обосновывались на новых землях селами. Строили дома, прокладывали вдоль улиц поливные арыки, высаживали деревья — тополь, карагач, акацию или плодовые. В центре села обычно располагалась площадь, на которой в первую очередь возводили каменную церковь. Затем — школу, а в некоторых крупных поселениях и женские приходские училища. Открывались амбулаторные фельдшерские пункты, персонал которых состоял из врача и одного-двух помощников. Там обслуживались и коренные жители. В переселенческих селах имелись базары или торговые ряды, различные магазины, лавки, мельницы, пекарни, кузницы, ремесленные мастерские. Были свои портные, сапожники, печники, бондари. Некоторая продукция была популярна и у местного населения.

На распаханной целине русские выращивали хлопчатник, пшеницу, кукурузу, кормовые культуры. В личном хозяйстве преобладали огородничество и садоводство: сажали картофель, морковь, свеклу, капусту, лук, огурцы, помидоры и прочие овощи. Помимо привычных для жителей Центральной России яблонь, вишен, слив и ягодных кустарников, на юге Киргизии и в Чуйской долине в садах новоселов росли абрикосы, персики, груши, черешня, виноград. Крестьяне занимались пчеловодством, держали коров и свиней, разводили птицу.

В каждом переселенческом селе выбирались староста и его заместитель, их деятельность контролировалась русской администрацией и участковым приставом. Несколько сельских обществ объединялись в волость. На волостных съездах избиралось волостное управление, которое утверждалось военным губернатором. В судебно-административном отношении поселки подчинялись начальникам уездов, однако за небольшие проступки виновных мог наказать выборный староста.

С установлением первых контактов, земледельцы местных национальностей стали присматриваться к новым для них сельскохозяйственным орудиям — железному плугу, сенокосилке, бороне. Настоящий переворот в заготовке кормов произвела коса. Под влиянием русских у коренного населения происходили изменения не только в хозяйственной деятельности, но и в самом образе жизни — распространялись ранее малоизвестные знания в области строительства, медицины, агрономии, ветеринарии.

В 1870 году в Токмаке открылась первая в Киргизии приходская школа, 1879 году в Пишпеке (центр одноименного уезда) — приходское училище, в 1887 году приняла учеников первая в Киргизии Ошская русско-туземная школа, в 1888-м — Пржевальская сельскохозяйственная школа, в 1894-м — сельскохозяйственная школа в Пишпеке.

В 1912 году открылась Пишпекская мужская гимназия — первое среднее учебное заведение в Киргизии. В 1913 году работали уже четыре городские больницы (в Пишпеке, Токмаке, Пржевальске и Оше).

В 1908–1911 годах были проложены узкоколейные железные дороги между станциями Скобелево (Фергана) и Кызыл-Кия, Драгомирово и Сулюкта. В 1908 году построена железнодорожная ветка Андижан — Джалал-Абад, а в 1915-м Джалал-Абад соединили рельсами с Гурунчмазаром.

Одновременно, жизнь среди киргизов в немалой степени повлияла и на «русских азиатов». Даже те, кто так и не научился говорить по-киргизски, незаметно для себя пропитались, если можно так выразиться, «киргизским духом», переняли немало местных традиций. Так постепенно закладывались основы мирного сосуществования двух, таких разных, народов.

 

Важную роль в судьбе киргизского народа сыграла Октябрьская революция. Чтобы упрочить советскую власть в Средней Азии, большевики решили создать первое советское государственное образование — Туркестанскую АССР, которая и была провозглашена на 5-м Всетуркестанском съезде Советов 30 апреля 1918 года. Тогда же в ее состав вошла и Киргизия.

В марте 1921 года X съезд РКП(б) записал в резолюции по национальному вопросу: «Задача партии состоит в том, чтобы помочь трудовым массам невеликорусских народов догнать ушедшую вперед Россию…».

Движимые интернациональным долгом и коммунистической идеологией,  в ущерб социально-экономическому состоянию  России, эта задача была выполнена.

Передовые представители русской интеллигенции несли в Среднюю Азию развитую культуру русского народа. Взять хотя бы открытие Туркестанского народного университета, которое состоялось 21 апреля 1918 года в Доме свободы — бывшем особняке хлопкозаводчика Вадьянова. И уже через два года в Ташкент прибыл знаменитый «профессорский эшелон» — военно-санитарный поезд № 159, на котором около полутора месяцев добирались от Москвы до Туркестана ученые и педагоги с семьями. В тот год в Ташкент пришли еще пять эшелонов с лабораторным оборудованием, пятьюдесятью тысячами книг, гербариями редких растений. Но главное, появились новые преподаватели — сорок три профессора. Со временем университет стал не просто вузом, а крупнейшим научным центром. Трудно даже представить тот огромный вклад, который коллектив университета внес в социальное, культурное и экономическое развитие народов Центральной Азии.

                                               

                                                       

 

                  (продолжение следует)                                       

 

 

 


 

 



4 Шабдан – батыр(1839-1912) – киргизский государственный и военныйдеятель из племени Сары – Багыш.
5 Курманжан датха (1811-1907 – Мать нации. Царица Алайских киргизов, военная, государственная и общественная деятельница из племени Монгуш.
5 Маннергейм Карл Густав Эмиль (1867-1951) – барон, финский военный и государственный деятель, генерал-лейтенант Русской императорской армии

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...