Юрий Фадеев.
Писатель, публицист. г. Таруса.
Очерк
Перефразируя стих «Панмонголизм» В. Соловьёва (1853-1900) – мыслителя, поэта, публициста.
«Таруса стала для нас тем же, чем для развития французской живописи деревушка Барбизон. Таруса вошла в историю нашего искусства как место плодотворного вдохновения».
Перефразируя стих «Панмонголизм» В. Соловьёва (1853-1900) – мыслителя, поэта, публициста.
«Таруса стала для нас тем же, чем для развития французской живописи деревушка Барбизон. Таруса вошла в историю нашего искусства как место плодотворного вдохновения».
Эти слова принадлежат Константину Георгиевичу Паустовскому (1892-1968) – советскому писателю, ставшему нашим земляком и упокоившемуся на тарусской земле.
Подобное мнение, с полным правом, могли бы разделить – А.П.Чехов, Н.А.Заболоцкий, В.Д. Поленов, М.И.Цветаева, В.Э.Борисов-Мусатов, Н.П.Крымов, С.Т.Рихтер, В.Борисов и многие другие творческие люди, чьим творчеством освящена Таруса – имена составляющие славу России. Однако, уже тогда, Паустовский был озабочен фактами варварского отношения к тарусской природе, загрязнением Оки предприятиями Калуги и Алексина.
Озабоченность писателя была направлена в адрес ушедшего поколения, а как обстоят дела у детей и внуков? Что они оставят потомкам после себя? Оценим Тарусу туристическую, какой она представлена в настоящее время, тем более что местные власти нет-нет да провозглашают наш город туристической «Меккой».
Ещё недавно (как бежит время), по пути из Москвы в Тарусу за рекой Протвой (граница между Московской областью и Тарусским районом Калужской области) глаз радовали поля, перелески, лесные опушки. Сегодня поля – земли сельхозназначения распроданы и застроены так называемыми «коттеджными посёлками». Теперь вдоль автодорог, вместо природного ландшафта - бесконечные разномастные металлические заборы, подобные оскалу вставных челюстей. «Архитекторы» этих «посёлков» - порождение уродливого капитализма, понатыкали их по всему району и плевать они хотели на «Русский Барбизон».
Как известно первое официальное упоминание Тарусы обозначено 1246 годом, но никто из наших предков за прошедшие века не посягнул застолбить берега Оки или реки Тарусы, как частную собственность. Они понимали - реки и берега, это Божье достояние и принадлежат они всем. Но вот, в шестидесятых годах прошлого века началось освоение экологически чистых мест отдыха на берегу Оки. Развернулось строительство ведомственных пансионатов, баз отдыха и дачных сообществ. Те кто расположился на берегу Оки не гнушались и береговой линией. Не исключение и садовое товарищество «Утёс» Института космических исследований РАН. Именно здесь высится уникальный природный утёс - самая высокая в районе точка над Окой. С него открываются замечательные виды Оки, необозримые Заокские дали, часть Тарусы как на ладони! Утёс мог бы быть изюминкой для туристов так же, как в Москве Воробьёвы горы, да вот только его низвели до участи части дачного участка.
Но «Барбизон» - это не только окружающая нас природа, но и среда обитания человека. Красивый, уютный город характеризует уровень цивилизации и культуру её обитателей. Для этого в соответствии со СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство» - ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, велодорожек, зеленых насаждений и др.). Однако эти нормы менее всего касаются тарусских чиновников. Обратимся к фактам.
Когда-то дальновидные люди разумно обозначили «красную линию» при въезде со стороны Серпухова в центр и историческую часть города. От моста через р. Тарусу она была обозначены реперными строениями: 2-х этажный жилой дом, районная больница, кинотеатр «Мир». Если бы на этом участке сохранилась «красная линия», то город имел бы шикарный въезд.
Однако с этой разумной идеей новоявленное «общество потребителей» разделалось как «повар с картошкой». Сразу за мостом появились одноэтажных хибары (в одной сейчас «Пицца»). В районе светофора, к самой обочине автодороги, втиснули здание Центра занятости, затем, по такому же принципу, гостиницу и торговый центр «Верный» и все с парковками на обочине. Прилегающую к районной больнице территорию оградили забором, вытеснив пешеходов на обочину дороги, хотя там напрашивается сквер. В итоге, Таруса получила тесный, убогий въезд с одним тротуаром. А в целом, в исторической части города, все лакомые куски земли «разбазарены» под хаотичную застройку и нет места даже для стоянки туристических автобусов.
Кстати, на месте слияния р. Таруса с Окой стоит неказистое строение - это КНС (канализационная насосная станция) Горводоканала. Хочу напомнить, что в XI – XII веках на этом месте была военная крепость, которая с иными военными сооружениями в Тарусе была частью береговой стратегической линией на южных подступах к Москве. Реконструкция этой крепости и красивая панорама на излучину Оки были бы очередной «изюминкой» для туристов. К тому же здесь нашлось бы место для памятника воинам и основателям Тарусы – Князю Михаилу Черниговскому и его сыну князю Юрию Тарусскому. Однако потомки основателей Тарусы и защитников Руси обмельчали, они не ставят перед собой амбициозных задач - «Не по Сеньке шапка».
Сегодня, для туристов в Тарусе - главной достопримечательностью является небольшой сквер на крутом берегу Оки в центре города. Место по-настоящему красивейшее – вид на Оку и противоположный берег, слава Богу пока не обезображенный цивилизацией. Главной достопримечательностью сквера являются памятники Марине Цветаевой, Белле Ахмадулиной и Константину Паустовскому. Оно и понятно, памятники известным людям являются объектами туристического интереса, в них материализуется познавательный мотив, побуждающий людей путешествовать в различные туристические дестинации.
В Тарусе, всегда бытовал культ Марины Цветаевой и поэтому, когда встал вопрос установки памятника, то это было воспринято как явление естественное и нормальное. Однако возникли и разногласия. Кому-то облик Марины (в одном из предложенных вариантов памятника) показался слишком скорбным, практически надгробным, возможно навеянным её стихотворением «Реквиум». Хотя Таруса для Марины – счастливое, безоблачное детство и юность. Но лоббисты и спонсоры «продавили» этот вариант. Затем другие лоббисты и другие спонсоры неподалёку установили памятник Бэлле Ахмадулиной. И наконец, появился «мешковатый» памятник Константину Паустовскому, который «задвинули» за здание «столовки».
Рядом со сквером, на Соборной площади у фонтана, появился бюст командарму 33-й армии, Герою Советского Союза Михаилу Ефремову. Решение, по мнению многих тарусян - неудачное. Ведь в 50 метрах на берегу Оки, стоит стела-памятник тарусянам, погибшим в годы войны и шеренга мемориальных досок тарусянам – героям Советского Союза. Теперь же, по прихоти спонсора, в отрыве от земляков, Михаил Ефремов находится среди праздного люда, потеряв сакральность.
В то же время, удачным примером может служить памятник в д. Бортники Николаю Севрюкову - Герою Советского Союза, уроженцу этой деревни (автор А.Копейкин – московский художник, дизайнер). Он сооружен по инициативе общественного самоуправления деревни силами и на средства селян.
Не буду развивать эту тему. Ясно одно, существующее в городе типовое «Положение о порядке установки мемориальных сооружений, памятников…» от 19.11.2013 года не может учесть всех нюансов. Думаю, что общественно значимые памятники должны проходить экспертизу специалистов, а их композиция должна соответствовать определённому месту, смыслу и значению.
Однако покинем эту часть города с местной полицией и другими «конторами» перегружающих автотранспортом ограниченную територрию и совершим краткий экскурс по Тарусе. Одна из несуразиц нашего города – районный рынок выходного дня в микрорайоне «Курган». Обычно, для подобных рынков выбирают место поспокойней и с парковкой для автотранспорта, но не в «русском Барбизоне». В результате, вместо уютного сквера, в центре микрорайона, за металлической решеткой расположились: огромная «асфальтовая плешивина», а по субботам бедлам на всю округу из-за отсутствия автопарковочных мест.
Микрорайону Курган вообще не везёт! Чего стоит «архитектурный шедевр» - так называемые «торговые ряды» на улице Королёва. Видимо районный архитектор копировал его из внутридворового «шанхая» 60-х годов между улицами Горького и Ворошилова, по которому давно «плачет» бульдозер.
Но феномен Тарусы – это особая неприязнь к тротуарам. Основная часть даже центральных улиц полностью или частично имеют односторонние тротуары (Шмидта, Горького, Ленина, Ворошилова и др.), множество улиц частично или полностью без тротуаров вообще. Так по ул. Ленина от школы №1 до Молочного завода и далее, всего более 2-х километров тротуары отсутствуют - люди ходят по обочинам. В одном месте, на гипотетический тротуар недавно «влепили» Автосервис и мойку, и чуть дальше огородили что-то металлическим забором.
Тарусский молочный завод пошел еще дальше. По этой же улице с интенсивным движением в сторону Калуги, с «благословения» местных чиновников, презрев «красную линию», под тротуар они приспособили … обочину дороги, одновременно, до обочины присовокупили себе солидную территорию.
Здесь же участок дороги отходящий в сторону объездной автотрассы и садового товарищества «Ильинское» без тротуаров вообще.
Дурной пример заразителен. И вот уже «Тарусская вышивка» со своим убогим тротуарчиком, от улицы Пушкина вдоль ул. Шмидта, поступила так же, как «молочка».
Не повезло и одной из центральных улиц имени Горького, у которой по одному тротуару то с одной, то с другой стороны. Начало этому положил глухой металлический забор Районного суда (от ул. Ленина) по обочине. Вообще в городе запретить бы эту безвкусицу и уродство, я имею в виду глухие заборы.
Развлекательный центр по ул. Шмидта (против военкомата) проявил завидную заинтересованность в размерах своей внутренней территории, а общественную т. е. тротуар - «урезал», превратив его в «ослиную тропу».
Показателен пример ул. Беляева. Старый участок улицы не имеет тротуаров, но она такой ширины, что есть место под двух сторонние тротуары. А вот участок этой улицы от ул. Добрияна до ул. Горького, застроенный в «новейшее время» (от 1991г.), заужен настолько, что там никогда не буде тротуара. Впрочем, ул. Добрияна и весь жилой массив - застройка того же «новейшего времени» к которому она ведёт, так же не имеет ни тротуаров, ни места для них.
Однако подведём итог краткому экскурсу по Тарусе:
Живём мы в городе и видим всё в натуре.
Здесь нет разумного
Ни в планировке, ни в архитектуре.
Кругом убого, до боли примитивно,
Кто любит город – тому грустно и обидно.
Градостроительный примитивизм и тротуарная вакханалия - это не только игнорирование соответствующих нормативов, но и безразличное отношение к людям, т. е. к жителям и гостям нашего города. Причина тому - психология местных чиновников-временщиков не способных мыслить перспективно, и тем более исторически, ну и конечно отсутствие гражданского общества. К сожалению, подобные факты имеют устойчивую тенденцию ибо «всё сходит с рук».
Отшумела громкая слава французского Барбизона. «Русский Барбизон», в своё время воспетый К.Г. Паустовским тарусяне уничтожают сами, и не есть ли это отщепенство от своей малой Родины? Тревожный симптом, поскольку отщепенство от малой родины ведёт к отщепенству от Отечества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий