Страницы

21 мар. 2013 г.

Недоразумение а не бизнес

Учредитель управляющей компании - о том, почему в деле обслуживания жилья сложилась экономика абсурда
Все чаще из уст высших государственных служащих России звучат недобрые слова об управляющих компаниях в ЖКХ, якобы обложивших жильцов незаконными поборами. «Вместо того чтобы совместно с нами решать многочисленные проблемы и устранять пробелы в законодательстве, нас стравливают с людьми», - говорит учредитель одной барнаульской управляющей компании.
Он считает такой подход, по меньшей мере, неконструктивным. Свою позицию он объяснил «СК», ответив на наши вопросы.
Альтернатива - чиновник
- Все же немало жильцов по всей России доказали в судах, что услуги на самом исполнялись некачественно, а деньги брали как за качественные. Разве это не говорит о том, что «наезды» на управляющие компании хотя бы отчасти справедливы?
- Подобные факты имеют место. Но это не «родовое свойство» управляющих компаний. Посмотрите, чем нас иногда кормят, сколько производится поддельных лекарств, алкоголя. Везде плохо – но почему именно управляющие компании назначили «мальчиком для битья»? Читаю: «Характер злоупотреблений в управляющих компаниях носит характер эпидемии». Какая эпидемия? Ну ладно, пусть так, решили, что в этом виде управляющие компании работают плохо. А какова альтернатива? Вернем обслуживание муниципалитетам? Вы думаете, чиновник придет в каждый дом и все проконтролирует?
- Знаю, что учредитель одной УК в Барнауле регулярно изымает деньги жильцов на свои цели…
- Это возможно в любом бизнесе, да и не только в бизнесе: как используются государственные деньги, вы слышали. То, о чем вы говорите, связано с конкретным человеком, с тем, как он понимает бизнес, а не работой управляющих компаний вообще…Когда несколько лет назад мы создали управляющую компанию, наш посыл был такой: попробовать, что это такое - управлять жилым фондом. По прошествии пяти лет работы на рынке мы пришли к выводу: это не бизнес. Это недоразумение.
Без пяти банкроты
- Согласитесь, обслуживание жилья – очень особый вид деятельности: в нем много видов работ, про которые трудно неискушенному человеку сказать, сделаны они или нет. Можно поставить старые краны вместо новых, списать деньги на полив 50 деревьев, а там их всего пять…
- Система устроена так, что результат ее работы зависит от двух сторон, и жильцы должны осознавать: это их деньги, и за контроль отвечают они. Если контроля нет, то, конечно, искушение велико: есть сантехник, мы ему дали новое оборудование, он по дороге поменял на старое. Мы работаем пять лет, и наш жилой фонд вырос до 42 домов. Наверное, не потому, что люди недовольны качеством обслуживания?
- Но ведь жильцы обычно не имеют квалификации, чтобы грамотно вести контроль…
- У нас везде созданы советы дома, работают в них люди самой разной квалификации, и большинство из них не обманешь – это и строители, и бывшие начальники цехов, руководитель совхоза и чиновник. Наша задача – работать, задача жильцов – контролировать нашу работу. Но если бы не было этого внешнего психологического давления, мы бы быстрее нашли компромисс. А в стране создается атмосфера психоза. Для чего? На мой взгляд, готовится почва для того, чтобы какие-то крупные компании захватывали этот бизнес.
- Легко ли захватить управляющую компанию?
- Все управляющие компании без пяти минут банкроты. Почему? Приведу пример: ответственность за неплательщиков по всем услугам – за отопление, воду и прочее - возложена на управляющие компании. Мы деньгами отвечаем за платежи людей, которые не хотят или не могут платить. И фактически любая ресурсоснабжающая организация может нас обанкротить, выставить на торги и забрать.
- Подавайте иски в суд, работайте с должниками - что мешает?
- А где у нас в смете юридические услуги? Обратите внимание: поставщики ресурсов имеют в тарифе сбытовую надбавку. Управляющие компании, с которыми они заключают договор, работают с неплательщиками, разносят квитанции. Очевидно, чтобы мы могли требовать с жильцов долги, «Кузбассэнерго» и «Водоканал» должны делиться с нами этой надбавкой. Но никто не собирается это делать. Денег нет, а ответственность за должников есть. Это же абсурд.
- В некоторых регионах пытаются продавать квартиры злостных должников. Как вы думаете, это эффективное решение?
- Предположим, мы их квартиры продадим. Что с этими людьми делать дальше? Селить в гетто? Они и там платить не будут. С теми, кто может платить, но не платит, мы разберемся быстро, – есть суд. А что делать с остальными? Я лично ходил в администрацию города, предлагал создать комиссию и найти решение. Но поддержки не получил.
Призыв созидать
- Государство создало программу капремонта домов, были выделены миллиарды рублей. Помогло ли это улучшить состояние домов?
- Денег Фонда ЖКХ совершенно недостаточно. А ведь по закону «О приватизации в РФ» жилье должны были передать гражданам в собственность после капитального ремонта. Отремонтировали? Нет. Государство отдало жильцам развалины, которые годами безобразно обслуживали, и все это потом передали управляющим компаниям. Экономика процесса была нарушена в самом начале. Или возьмите другой факт: нам не передали почти никаких документов на дом.
- Какие документы так уж нужны управляющей компании?
- Паспорт дома, чертежи внутридомовых инженерных сетей. Паспорта передали частично – они включают только планировку квартир. А как ремонтировать сети? Как проверить, жилец самовольно что-то сделал или так было по проекту? И создание всей этой документации стоит огромных денег. А вы знаете, что в домах старого фонда нет горячей воды из-за того, что отсутствует обратный трубопровод и нет циркуляции? Раньше воду сливали до тех пор, пока не начинала течь горячая. Сейчас люди ставят счетчики – как ее сливать? Счетчик все считает. Мы три года просили администрацию города восстановить обратные трубопроводы, ведь эти сети городские. Нам отвечали: да, но это стоит дорого, ждите.
- Так тогда надо закон, который всех обязывает счетчики ставить, выкидывать в мусорную корзину…
- … А тем временем жильцы жалуются в Роспотребнадзор на то, что нет горячей воды. И Роспотребнадзор приходит, измеряет температуру, подтверждает, что вода холодная, и выписывает нам штраф в 20 тысяч рублей. Но здесь не все безнадежно. В Республике Алтай, например, установили во всех многоквартирных домах приборы учета и сразу столкнулись с этой проблемой, поэтому, чтобы не прокладывать трубопроводы, поставили современные мини-бойлеры. И теперь у них в каждом доме собственная циркуляция.
Но чаще всего власти обращают внимание на подобные проблемы только в одном случае: если есть жалоба. Никто не ведет диалог с управляющими компаниями, не вырабатывает на местном уровне приемлемые решения.
- У вас есть нормальная идея, что делать?
- Самое главное: власть должна сесть с нами за стол переговоров и вырабатывать решения. Надо наметить, что мы можем решить на месте, что передать в качестве законодательной инициативы в Госдуму. И нужно прекратить стравливать людей. Мы ждем от власти призыва обстраивать страну, объединять людей вокруг общих целей и консолидироваться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий