Социально-политическая ситуация, сложившаяся в Ставропольском крае перед началом избирательного цикла, характеризуется как чрезвычайно неустойчивая и высокорисковая. Такая оценка была озвучена в ходе закрытой презентации мониторинга регионов, где в будущем году предстоят выборы губернаторов или парламента, на съезде партии «Единая Россия».
Оценивались реальный рейтинг доверия партии, наличие внутриэлитных конфликтов в регионе и реализация партийных проектов. Ставропольский край получил 27 баллов по шкале рисков из 27 возможных (выше – Калмыкия с 24 баллами).
На рейтинге партии и губернатора негативно сказывается высокий уровень протестных настроений. Ключевыми поводами для социального недовольства являются высокая безработица (14% с учетом неполной занятости), низкие уровни доходов (14% за чертой бедности), высокий отток населения (2,2% с начала года), непрекращающиеся земельные конфликты на селе.
Серьезным дестабилизируюбщим фактором для обездоленного населения является коррумпированность краевой верхушки. Осуждены или находятся под следствием полтора десятка чиновников краевой администрации и более сорока заместителей и глав муниципальных образований, занявших эти должности при непосредственной поддержке губернатора Владимирова.
Преимущественно сельскохозяйственный регион тяжело пережил топливный кризис весной 2018 года (по официальным оценкам, прямые убытки товаропроизводителей составили 6 млрд. рублей, а рентабельность отрасли сократилась на треть), бурно проходили протесты против пенсионной реформы, повысившие популярность КПРФ и ЛДПР.
Низкий уровень «Единой России» ставит губернатора Владимира Владимирова в двусмысленное положение. Выдвигать кандидатуру от партии, «токсичной» для большинства избирателей – это гарантированный проигрыш. В то же время краевое закон «О выборах губернатора», принятый в 2014 году, прямо запрещает самовыдвижение. Из этого можно сделать прогноз о скором изменении краевого законодательства, дабы разрешить самовыдвижение на выборах и, вероятно, повышение уровня «муниципального фильтра» (сейчас 6%) для отсева нежелательных претендентов. В настоящее время о желании участвовать объявила только одна партия – «Яблоко», традиционно имеющая в регионе низкий уровень поддержки (но уже дважды с начала года требовавшая отставки губернатора).
Крайне низкие рейтинги Владимирова делают вероятным победу на выборах (в первом или втором туре) представителей наиболее поддерживаемых партий, ЛДПР или КПРФ. Их готовность не просто к участию, а к победе в выборах демонстрируют уже начавшаяся в партиях борьба функционеров за власть. В декабре 2017 года сменился координатор реготделения ЛДПР: экс-депутата Госдумы Илью Дроздова, работой которого были недовольны в центральном аппарате, заменили на невинномысского предпринимателя Александра Пелюха.
В крайкоме КПРФ осенью обозначился раскол между представителями «старой» аппаратной верхушки во главе с первым секретарем Виктором Гончаровым (на выборах губернатора в 2014 году набрал 6% голосов) и молодыми коммунистами. Их лидер – первый секретарь Ставропольского горкома, вице-спикер гордумы Владимир Панчилов, 1 декабря избранный заместителем Гончарова.
Часть протестного электората, безусловно, будет распылена между «Справедливой Россией» (победив на парламентских выборах в крае в 2007 году, в настоящее время электоральной базы почти лишилась) и рядом лево-патриотических и право-либеральных партий. Их готовность вступить в альянс с потенциальными победителями от ЛДПР и КПРФ (по аналогии с выборами мэра Якутска) и может гарантировать победу кандидату-оппозиционеру в первом или втором туре.
Комментариев нет:
Отправить комментарий