20 нояб. 2020 г.

ОЧЕРЕДНАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ В РФ: ИМЕЕТ ЛИ СМЫСЛ УЧАСТИЯ В НЕЙ КАЗАКОВ

Судя по статистическим данным,
со статистикой у нас всё в порядке. 
В.Л. Туровский, русский писатель. 
 Всероссийская перепись населения 2020 года, как было заявлено об этом задолго «до», должна была стартовать 1 октября и закончиться 31 октября. Эта перепись, как сообщалось, будет уникальной, так как впервые не будет использоваться бумага. Опрашивающие будут ходить по домам с планшетами. Первые результаты появятся в конце 2020 года, предварительные итоги – в феврале 2021 года. Углублённую аналитику опубликуют в течение 2021-2022 годов. Так намечалось. Однако этому мероприятию помешал коронавирус. Уже 2 апреля 2020 года Росстат (Росстат – это та самая «исключительно правдивейшая в мире» российская статистика) предложил перенести перепись на 2021 год. Новые сроки пока не определены. Возможно, они перенесены на 1 год. А может на полгода и состоятся в апреле 2021 года, как утверждают некоторые интересующиеся этим вопросом. Но, может, это и к лучшему? Чтобы люди имели достаточно времени подумать над этим процессом? Для чего нужны вообще переписи? Официально одной из главнейших их задач заявляется следующее: «благодаря данным Всероссийской переписи населения властные структуры смогут выстраивать политику в социальной сфере более эффективно». Какая у нас «социальная политика» – мы все прекрасно видим. Ведь это будет не первая перепись и насколько «эффективно» выстраивается политика в социальной сфере, мы с каждым годом ощущаем на своей шкуре всё жёстче и бескомпромиссней. Однако переписи кое-что сообщают и такого, чего своей шкурой мы узнать не можем. Например, по их результатам выяснилось, что за последние 20 (путинских) лет в РФ исчезли 20.000 деревень. То есть, по тысяче в год! На самом деле, главная цель всех переписей (в некоторых странах они проводились даже в древности) – это интерес государства к имеющемуся у него военно-мобилизационному и фискальному потенциалу (сколько можно набрать в армию и сколько налогов содрать с населения, если говорить по-простому). Одним этим, конечно, интересы власти не ограничиваются. Не менее важным является зондаж подданных на лояльность. И (как уж в РФ без этого?) выдача в информационное пространство тех цифр, которые хочется выдать. Ведь ложь во всём стала характерной чертой нашего (нашего ли?) государства буквально во всём. Поэтому казакам я хотел бы напомнить, как нас подсчитывали в две предыдущие переписи – 2002 и 2010 годов. Наверное, многие уже и забыли, а более молодые и вовсе не знают. Вспомним? * * * Очередной виток политического партикуляризма казаков был связан с подготовкой и проведением 1-й Всероссийской (первой в РФ) переписи населения. «Казаки – это один из восточнославянских народов, имеющий свой особый физический и духовный облик. Казаки отличаются соборностью, отвагой, развитой взаимовыручкой. Мы нисколько не сомневаемся, что казак – это национальность». Эту систему доказательств в июле 2002 года озвучил на пресс-конференции тогдашний атаман реестрового Всевеликого Войска Донского (и вице-губернатор Ростовской области), а ныне 1-й заместитель атамана Всероссийского реестрового общества Н.А. Долуды – В.П. Водолацкий. Отсюда просьба к власти: разрешить в ходе переписи использовать запись в графе “национальность” – “казак”. Утверждение о казаках как “самобытном народе в общей семье народов мира”, который в ХХ столетии подвергся геноциду и репрессиям со стороны Российского государства, включён первым пунктом в Декларацию Съезда донских казаков Всевеликого Войска Донского, состоявшегося 5 сентября 2002 года в Новочеркасске. “Если перепись выявит, что на территории Всевеликого Войска Донского компактно проживает многочисленная народность казаков, мы сможем претендовать на существенные федеральные ассигнования”, – резюмировал свои выводы всё тот же Водолацкий, раскрыв своим заявлением меркантильный интерес реестровиков к результатам переписи. Как видим, к 2002 году реестровые казачьи вожди научились использовать стремление казаков к реставрации своего этнического Дома для решения своих вполне практических вопросов. Газета “Казачий взгляд” сообщала: «Донские казаки направили президенту Путину «Открытое письмо» с требованием признать их самостоятельной нацией и включить в перепись населения. Как рассказал начальник гражданского управления ВВД В. Воронин, это уже шестое письмо в адрес президента. Однако ответы как реестровым, так и общественным национально направленным казакам в основном поступали из Института этнологии и антропологии имени Миклухо-Маклая. Но здешние политизированные “учёные” не собирались признавать казаков самостоятельной нацией. По словам Воронина, казакам предложили: если они так уж хотят, пусть напишут в графе восемь переписного листа национальность “казак”, однако отдельного цифрового шифра не выделили. Так что всех подсчитают как русских – по языку. «Открытое письмо» президенту было одобрено на казачьем митинге, прошедшем в центре Ростова. Однако на него со стороны власти не было никакой реакции, не считая того, что атаманов вызывали в милицию. Воронин утверждал, что в милиции казаков предупредили «о недопустимости впредь нарушений Правил дорожного движения казачьими лошадьми – животные на пути к митингу не реагировали на красный свет». Было наивно полагать, что официальный отказ от введения отдельной графы “казак” для определения этнической идентичности стал бы предпосылкой для того, чтобы казакам отказаться от политики и идеологии казачьего партикуляризма. В “Казачьем взгляде” № 9, 2002 года, было помещено радостное для казаков сообщение И. Буракова, перепечатанное из газеты “ВН” (“Время новостей”?): «Всевеликое Войско Донское всё-таки добилось от правительства разрешения в рамках предстоящей в октябре переписи населения в графе “национальность” указывать неизвестную пока ещё науке народность “казак”. Об этом заявил атаман Войска и по совместительству вице-губернатор Ростовской области Виктор Водолацкий. Атаман говорит, что такого права казаки добились впервые с царских времён. Донское казачество вообще считает ужасным недоразумением то обстоятельство, что в списке 182 национальностей, населяющих сегодня Россию, нет казаков. Водолацкий сообщал: «Мы нисколько не сомневаемся, что казак – это национальность. Ни один учёный не сможет доказать обратное, не случайно Институт этнографии имени Миклухо-Маклая, проведя многочисленные исследования, до сих пор не разобрался в вопросе, что такое казак». Сотрудники аппарата реестрового ВВД утверждали, что по результатам грядущей переписи населения будет составлен наиболее актуальный и полный список национальностей, проживающих сегодня в России. И в этом новом варианте якобы обязательно будут присутствовать казаки. Впрочем, признание казачества как национальности – это вовсе не казачья этническая мечта нынешних реестровых генерал-атаманов, а трезвый финансовый расчёт “коммерсантов на казачестве”. В “Казачьем взгляде” № 10, 2002 года, были перепечатаны два сообщения. Первое из них, за подписью Д. Волкова из города Азова, – из “Донских войсковых ведомостей”. В нём говорилось: «Итак, стал реальностью факт, что при проведении Всероссийской переписи населения 2002 года будут официально учитываться граждане России, считающие себя по происхождению казаками. Общая численность при помощи специально проведённого кода сложится из двух категорий: “русскоязычные казаки” и “казаки с родным языком украинским”. Как к этому факту относятся члены казачьих обществ? Однозначно – положительно. А.А. Жарков, руководитель пресс-центра КО “Станица Азовская”, говорил тогда: «Только посредством переписи можно определить реальную численность казаков, всевозможным мониторингам, опросам я не верю. Они проводятся сомнительными методами и способами, результаты легко угадать заранее – в зависимости от того, кто проводит или заказывает мероприятие. Перепись исключительно важна. В связи с введением специального кода для казаков мы активно поддерживаем её, и примем максимальное участие в подготовке и проведении. […] Хотел бы обратиться к людям, не являющимся членами казачьих обществ, но имеющим казачье происхождение: не бойтесь указывать при переписи свою принадлежность к казачеству. Пусть федеральные власти знают, как нас много, что на юге России велик процент коренного населения. Тогда легче станет добиваться от Москвы решения проблем незаконной миграции, экологии, демографической поддержки семьи, сохранения этнического баланса. В решении указанных проблем, кстати, заинтересованы не только казаки, но и всё славянское население Дона». Второе перепечатанное сообщение было за подписью В.А. Кривоногова из “Казачьих ведомостей”: «18 августа 2002 года в городе Туапсе состоялся Совет атаманов Союза Казаков России (атаман А.Г. Мартынов). На нём одним из вопросов рассматривалось участие казаков Союза в предстоящей переписи населения. Окончательное решение совпадает с тем, которое озвучил атаман Единого Енисейского Казачьего Войска на страницах официального печатного органа этой организации: «Мы не пытаемся и не будем скрывать, кто мы есть. Мы, казаки, составляющая часть одного из самых великих народов мира – русского. Поэтому в графе “национальность” принято решение записать: “русский казак”» (Вот уж «ума палата». По такой логике можно писать и «татарский якут» или «чеченский бурят»… – Примечание автора). * * * После проведения переписи, но до оглашения её официально одобренных Кремлём цифр, в газете “Донские войсковые ведомости” была помещена статья С. Казакова “Реалии и тенденции”, посвящённая как вопросу этнической самоидентификации казаков, так и проведённой недавно переписи казачьего населения. Приведём отрывок: «…непродуманные действия властей и высказывания специалистов легко могут возмутить спокойствие в казачьей среде и вернуться бумерангом в те же структуры, вынуждая тратить время на “разруливание” ситуации. Наиболее наглядный пример тому – ситуация с вопросом подсчёта казаков во время Всероссийской переписи населения в октябре 2002 года. О необходимости уточнения самоидентификации казаков и учёта их численности писали немало. Казаки добились своего – в ходе Всероссийской переписи населения они указали свою национальную принадлежность. Отрицательные результаты переписи будут обнародованы весной 2004 года. Но уже есть предварительные итоги. На пресс-конференции в войсковом Правлении донской атаман казачий генерал В.П. Водолацкий, отвечая на вопросы представителей центральных и областных СМИ, назвал следующие цифры: 600.000 человек в Ростовской области во время переписи в графе “национальная принадлежность” указали – “казак”. В целом по России – 2 миллиона человек признали себя казаками по происхождению». Вообще-то, и такая цифра казалась заниженной. Однако надежды казаков даже в этом были жестоко обмануты. Результаты переписи 2002 года, официально озвученные гораздо позже, сообщали о том, что казаков по всей России насчитали лишь около 140 тысяч человек. Столь малая цифра поразила казачьих активистов и они стали проводить свои уточняющие опросы, которые показали огромное несоответствие озвученных результатов с реальным числом проживающих потомков казаков в сторону многократного занижения численности Казачьего Народа. Как впоследствии (осенью 2009 года) рассказал автору при личной встрече окружной атаман Усть-Медведицкого округа реестрового ВВД Владимир Николаевич Попадьин, по переписи 2002 года в Усть-Медведицком округе насчитали жителей казачьего рода всего около 30%. Но при этом переписчики прямо советовали всем писаться русскими, а если вопрос не “всплывал”, так сами записывали местных жителей “русскими”. Сомнения в результатах переписи заставили казаков в 2007 году провести собственный выборочный опрос населения, для проведения которого привлекли юртовых (то есть районных) атаманов и членов муниципальных казачьих дружин. Разброс оказался значительным. Казаков оказалось проживающими по районам от 53 до 83% (максимально в городе Фролово) и в среднем составил около 64% от всего населения. Атаман Попадьин привёл такие подсчёты. Процентный показатель переписи 2002 года в Усть-Медведицком округе оказался совпадающим с показателем по всей Волгоградской области, в которой проживает свыше 2.200.000 человек. Таким образом, в области проживает никак не менее одного миллиона человек, относящих себя к этническим казакам. В Ростовской области процент иногородних выше, чем в Волгоградской области, но там в целом населения больше. Так что и там наберётся не менее миллиона человек. Чуть ниже цифры получатся по Ставрополью и Кубани. Но ведь это никак не вяжется с объявленной общей численностью казаков по России в 140.000 человек! А ведь даже при показателе в 30% можно ставить вопрос о создании казачьей национально-территориальной автономии. Например, в Башкирии “титульных” порядка 20%, а в Еврейской автономной области – так вообще 2 – 3%! Но властям никакая казачья национальная территория не только не нужна, но и, по-видимому, враждебна. * * * Следующая перепись населения в РФ была назначена на 2010 год. И теперь казаки, наученные предыдущей переписью, заранее начали проводить разъяснительную и агитационную работу, убеждая казаков не бояться указывать свою национальность и не соглашаться на агитацию переписчиков записаться русскими. В “Известиях Национального Совета Казаков” № 4 от ноября 2008 года содержалось обращение к казакам. В нём говорилось: «Нашему народу предстоит очередное испытание. Своеобразный момент истины. В 2010 году в Российской Федерации проводится очередная перепись населения. Результаты этой переписи, в случае нашего активного участия в ней, как представителей Народа, заявившего свою казацкую национальность, позволят нам раз и навсегда, со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями, заявить российскому обществу, всему миру, что мы как Народ были, есть и будем. Хотел бы кто этого или нет. В прошедшую в 2002 году Всероссийскую перепись населения, прямо нарушая положение статьи 26, часть1 Конституции РФ, гласящее: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность», российские власти различных уровней всячески препятствовали национальному самоопределению казаков. При подготовке к переписи национальность “казак” была исключена из перечня Госкомстата РФ о национальном составе народов РФ. В региональные и местные отделения Госкомстата было направлено заключение одного из институтов Российской Академии Наук, характеризующее Казацкий Народ, как потомков беглых крестьян-холопов, переведённых впоследствии в воинское сословие, а в данное время являющихся фрагментом русского народа. В качестве ещё одного “веского аргумента” было указано, что, мол, появление национальности “казак” в перечне уменьшит общее количество русского народа. Необходимо отметить, что, в ходе проведения переписи, “инструктированные” переписчики всячески препятствовали волеизъявлению казаков, ссылаясь на отсутствие национальности “казак” в перечне народов РФ. В результате чего большинство опрошенных казаков не смогли объявить свою национальную принадлежность (а ведь по данным различных научных источников в России насчитывается от 1,2 миллиона до 12 миллионов казаков). Такое отношение к нашему Народу стало возможным в результате того, что в настоящее время российскими властями практически продолжается политика [императорской династии] Романовых по непризнанию казаков Народом, по насильственному переводу их в военное сословие. [...] В 1918 году, при развале Российской империи, казаки вновь восстановили свою государственность, просуществовавшую несколько лет и ликвидированную, в свою очередь, Советами. Но уже с сотнями тысяч и миллионами жизней уничтоженных казаков. Традиционная, историческая политика всех властей России по непризнанию нас Народом и со стремлением загнать казаков в “стойло” служилого сословия продолжается и в настоящее время сегодняшними российскими властями. Это особенно зримо и конкретно проявилось в недавно утверждённой президентом РФ “Концепции государственной политики РФ в отношении российского казачества” от 3 июля 2008 года, в которой казаки наделяются незаконными антиконституционными привилегиями в виде государственной службы в различного рода военизированных формированиях, что прямо противопоставляет их другим народам России и вызывает угрозу повторения трагических событий начала прошлого века. Исходя из вышесказанного, трудно переоценить нашу роль в участии и национальном волеизъявлении в предстоящей Всесоюзной переписи 2010 года. В 2002 году, несмотря на все препятствия, 140 тысяч казаков смогли национально самоидентифицироваться, и власти вынуждены были это признать. Всё это стало возможным благодаря активности самих казаков, а также целенаправленной работе в этом направлении Национального Совета Донских Казаков, Старейшин окружного этнического общества Области Войска Донского, активные действия которых заставили власти выполнять статью 26, часть 1 Конституции РФ. Братья и сёстры! От нашего активного участия и волеизъявления в определении национальности в предстоящей Всероссийской переписи населения 2010 года зависит во многом наше будущее! Будущее наших детей и внуков! Успешные для нас результаты переписи дадут нам неотразимые убедительные аргументы в диалоге с российскими властями по окончательному признанию казаков Народом. Равным среди равных, свободным среди свободных народов России. Опираясь на результаты переписи, мы заставим власти выполнять ими же принятый закон РФ “О реабилитации репрессированных народов” в отношении казачества № 5303-1 от 1.07.93 г. со всеми вытекающими правовыми последствиями. Всем казакам и различным казачьим организациям необходимо сплотиться под знаменем предстоящего общего дела…». * * * В интервью “РИА Новости” от 10 февраля 2010 года председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества А. Беглов заявил: «По экспертным оценкам, в России около 7 миллионов человек причисляют себя к казакам, общая численность войсковых казачьих обществ – более 700 тысяч человек, так называемых “нереестровых” общественных организаций – более 600». Таким образом, всё же абсолютное большинство казаков, около 90%, либо входят в общественные организации, либо вообще не входят ни в какие казачьи объединения, но они есть и их участие в новой переписи давало серьёзный аргумент в руки казачьих активистов, требующих воссоздания казачьей территориальной автономии. Многие казачьи активисты в 2010 году подключились к агитации соплеменников принять участие в мероприятии с целью установить более реальную, чем была обозначена переписью 2002 года, численность Казачьего Народа в РФ. Агитировали за это и реестровые организации (например, ВВД Водолацкого). Приведём, как образец, одно из таких “Обращений” (в сокращении): «Обращение Национального Совета Казаков к Казацкому Народу по случаю Рождества Христова в 2010 году и предстоящей в нём Всероссийской переписи населения. Братья и сёстры! В преддверии Рождества Христова примите искренние пожелания всем вам здоровья и счастья! Христос родился, а вместе с Ним – надежды на светлое будущее нашего Народа! Этот год будет непростым для нас. Наряду с преодолением охвативших нас кризисных трудностей, нам предстоит в это непростое время сделать решительный шаг, который может определить судьбу нашего богохранимого многострадального Народа. Наступает долгожданный момент истины. Наконец-то российские власти определились с окончательными сроками и порядком проведения очередной переписи населения, которая пройдёт в 2010 году с 14 по 25 октября. […] В том, что перепись пройдёт, – есть и немалая ваша с нами заслуга. Власти не смогли проигнорировать наши требования и, несмотря на усилия казакофобов и различных врагов России, перепись назначена на 2010 год, а в опросных листах оставлена графа “национальность”! […] – Очень важный момент! При внесении в раздел “национальность” своей национальной идентификации ни в коем случае не указывайте свою субэтническую принадлежность (донской, кубанский и так далее)! Просто “казак”, “казачка”. Указание субэтнической принадлежности просто “разбросает” нас! – Не менее важный момент: пока мы ещё не имеем формы опросного листа. Возможно, в нём появится графа “родной язык”. Обязательно указывайте: “родной язык – казачий”. […] – Старайтесь поучаствовать, по мере возможности, в работе опросных комиссий. – Не допускайте переписи по заранее составленным спискам из сельских администраций и ЖЭКов (мы это уже проходили в 2002 году). – В случае обнаружения нарушений установленных порядков переписи устраивайте пикеты перед местными администрациями и прокуратурами, привлекайте прессу и телевидение, пишите жалобы в различные инстанции. – Не допускайте и решительно пресекайте различного рода агитацию и действия казакофобов и других врагов России против участия в переписи. […] – Хотя бы на период до проведения переписи прекратите межказачьи склоки и споры. Объединяйтесь под знаменем общего дела с братьями по крови. Перепись покажет, чего мы сто́им и что сто́ит каждый из нас в отдельности! – Проводите широкую интенсивную агитацию среди нашего Народа об исключительной важности для казаков данного мероприятия властей. Время для нашего становления ещё не упущено. Но, может быть, это – один из немногих шансов на осуществление наших благородных устремлений. Успешные результаты переписи дадут нам неоспоримые аргументы в нашей борьбе по принуждению российских властей к признанию казаков Народом, равным среди равных, свободным среди свободных народов России. Эти результаты станут мощным фундаментом, на котором мы начнём строить новое, счастливое казачье будущее. В ваших руках, в руках ваших близких по крови – будущее нашего Народа! Докажем всему российскому обществу, всему миру, что “казачьему роду нет переводу”! Слава Богу, что мы казаки! 4 декабря 2009 года». Следует сказать, что в 2010 году казаки приняли участие в переписи гораздо более организованно и активно, а по её окончании предварительные данные о наличии в РФ нескольких миллионов казаков были даже озвучены патриархом Кириллом, реестровым атаманом ВВД Водолацким и рядом других высокопоставленных чиновников, но… Как говорил французский император Наполеон III, «не важно, как проголосуют, а важно то, как посчитают». Власть РФ опять пошла на обман. И даже более откровенный и циничный, чем в 2002 году. Когда дело дошло до официальной публикации итогов переписи (через год), казаков оказалось всего… менее 70 тысяч. Вдвое меньше, чем 8 лет назад! Комментировать тут что-либо просто нет смысла, но изолгавшиеся правители РФ таким вопиющим надувательством и столь откровенным мошенничеством сами себя в очередной раз выставили жалкими карточными шулерами в глазах думающих казаков. Один казак из Ростова-на-Дону впоследствии в разговоре с автором так оценил итоги двух переписей: «Есть странность в этих цифрах. К переписи 2002 года никто толком и не готовился и агитации не проводил, и пожалуйста – 140 тысяч. А к переписи 2010 года как раз готовились, и всего 70 тысяч. Неувязка. Я в конце 1990-х разговаривал с преподавателем школы милиции в Ростове, так вот по их прикидкам, казаки могли выставить в случае мятежа порядка 50.000 бойцов. Так они оценивали мобилизационный потенциал донских казаков. Это учитывая, что лёгкими на подъём оказываются, как правило, не более 10% активного населения». Переходим в наше время, в 2020 год. Так какой смысл, вроде бы, казакам принимать участие в затеянном новом пересчёте, если нас опять будут морочить с потолка взятыми цифрами о нашей численности, но сами для себя власти о нас будут знать и учитывать возможный потенциал сопротивления, если наступят события, подобные белорусским? Лично у меня нет никаких сомнений, что мы и на сей раз будем обмануты. Но, в то же время, я считаю, что участие в новой переписи с указанием своей национальной принадлежности, а главное, предпереписная подготовка, дают какую-то возможность напомнить казакам о том, кто они есть. И самим казакам вспомнить о своём роде. А это – необходимая составляющая национального самосознания, которое десятилетиями выхолащивалось, выстреливалось, вымаривалось, вытаптывалось из вольнолюбивого Казачьего Народа, из которого лепилось нечто забитое, рабски покорное и удобоваримое для имперских властей. В начале ХХ века выдающийся русский государственный деятель П.А. Столыпин произнёс слова, ставшие крылатыми: «Народ, не имеющий национального самосознания – есть навоз, на котором произрастают другие народы». Казачий Народ в плане наличия или отсутствия национального самосознания – не исключение из выведенного Столыпиным общеприменимого правила! И потому лично я считаю, что всё равно нам надо упорно и постоянно подтверждать на всех уровнях и во всех инстанциях свою казачью этничность. Но тут уж не прикажешь: каждый казак сам для себя должен определиться – предавать ли своих казачьих предков и становиться «москалём» или стараться быть их достойным наследником. И если казачий потомок определил себя казаком – помоги другому казачьему потомку вспомнить об этом. А не определился таковым – отойди в сторону и не путайся под ногами. 
 Александр Дзиковицкий, сопредседатель Координационного Совета Союза Народов России (КС СНР), 
лидер Всеказачьего Общественного Центра (ВОЦ). 
 (Данная статья является выражением личного мнения автора и не является общей позицией КС СНР или ВОЦ)

Когда продолжат стройку

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области Демьяненко М. В. 
 Уважаемая Мария Владимировна! 
 Прошу поделиться информацией по строительству Централизованного архиво-хранилища Центрального Федерального округа Росреестра. Как следует из информации на баннере по месту строительства Централизован-ного архивохранилища в районе Тульского шоссе, рядом с «Метро», в третьем квартале 2017 года началось строительство, а во втором квартале 2020 года должно было закончено строительство объекта. На сегодняшний день, конец ноября 2020 года, на огороженной террито-рии площадью порядка 10 гектар имеются только забитые сваи. По данным газеты «Коммерсант» от 6 марта 2020 года, руководитель компании ООО «Строй Групп» Павел Бабаев и его советник Константин Лобода арестованы за мошенничество и вывод за границу трех миллиардов рублей. В связи с тем, что строительство Централизованного архивохранилища в Калуге осуществлялось СК «Строй Групп», а заказчиком являлось Управление Росреестра по Калужской области просим ответить на вопрос редакции газеты «За правду и справедливость», когда будет продолжено строительство.

19 нояб. 2020 г.

Вот так и пропихивают


Министерство здравоохранения Калужской области, рассмотрев Ваше обращение по вопросу размещения туберкулезного диспансера в с.Хвастовичи Калужской области, сообщает следующее. По информации  ГБУЗ КО «Областная клиническая туберкулезная больница» детское туберкулезное отделение ГБУЗ КО «Областная клиническая туберкулезная больница» на 10 коек (круглосуточный стационар), расположенное по адресу: Хвастовичский район, с. Хвастовичи, ул. Павлова, д. 4, организовано и расположено в отдельно стоящем здании на базе бывшего инфекционного отделения ГБУЗ КО «ЦРБ Хвастовичского района». Здание инфекционного отделения введено в эксплуатацию в 2007 г. и на момент ввода соответствовало нормативным правовым документам. В частности, согласно п. 5 подраздела «Генеральные планы» разд. I - Общие положения Пособия по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89) Министерства здравоохранения СССР от 19.12.1989 г. расстояния между жилыми зданиями и зданиями больниц с палатными отделениями, в том числе между жилыми зданиями и туберкулезными корпусами (больницами) должно составлять не менее 30 м. Перепрофилирование инфекционного отделения в Детское туберкулезное отделение осуществлено 01.07.2017 г. в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности № ЛО-40-01-001365 от 29.06.2017 г. Реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка здания - не осуществлялась. Проведен текущий ремонт. Прилегающая к зданию территория благоустроена с учетом необходимости обеспечения лечебно-охранительного режима: озеленена, ограждена металлическим забором, освещена, имеются подъездные пути и предусмотрен отдельный въезд (вход). Детское туберкулезное отделение оборудовано 2 боксами и 5 полубоксами, которые оснащены автономными системами вентиляции. Вытяжные вентиляционные системы оборудованы устройствами обеззараживания воздуха. Боксы и полубоксы также оборудованы ультрафиолетовыми системами обеззараживания воздуха открытого типа и установками обеззараживания воздуха рециркуляционного типа (Дезары). Медицинским учреждением осуществляется регулярный производственный контроль за соблюдением санитарно- гигиенического и противоэпидемиологического режимов с проведением лабораторноинструментальных исследований и измерений. Медицинские отходы собираются в одноразовые пакеты, пластиковые емкости, временно хранятся и утилизируются в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами». Договор на осуществление деятельности по транспортировке, обеззараживанию, утилизации медицинских отходов класса «Б» заключен с ООО «ЭкоМед». Дети, находящиеся на лечении, в большинстве случаев не выделяют микобактерии туберкулеза и не представляют эпидемиологической опасности для окружения. Они изолированы в боксах и полубоксах, прогулки на свежем воздухе осуществляются в пределах территории стационара под контролем персонала, дети за пределы стационара не выходят.
Зам Министра Д.В. Лисняк 

ВТОРАЯ ЧЕЧЕНСКАЯ ВОЙНА 1999 – 2009 ГОДОВ

Несёшь из века ты в века 
Волной свою лихую долю. 
Не раз тебя Иуд рука 
Вела в московскую неволю! 
Казак А. Долгопятов. 
 Ельцин под давлением олигархов уже в 1999 году принял решение оставить президентский пост и сдать кресло предложенному олигархом Б.А. Березовским преемнику – бывшему сотруднику КГБ В.В. Путину. Кроме того, была развёрнута массированная промывка мозгов населения, а козырной картой тогда ещё никому не известного преемника стала будущая война в Чечне, в которой Путин обещал «всех террористов замочить в сортире». В дополнение к этому по России прокатилась волна взрывов жилых домов, в чём власти тут же обвинили «чеченских террористов». Впоследствии, правда, многие оппозиционно настроенные деятели утверждали, что взрывы были устроены самими российскими спецслужбами. Как бы то ни было, но тут очень кстати случилась Дагестанская война – вооружённые столкновения, сопровождавшие ввод базировавшихся на территории Чечни отрядов «Исламской миротворческой бригады» под командованием Шамиля Басаева на территорию Дагестана. Эта короткая война продолжалась с 7 августа по 14 сентября 1999 года. Первоначально чеченские отряды вошли в Ботлихский район (операция «Имам Гази-Мухаммад» – 7-23 августа), а затем в Новолакский район Дагестана (операция «Имам Гамзат-бек» – 5-14 сентября). Кстати, названия операций были даны очень символические – по именам первых двух имамов периода Кавказской войны 1817-1864 годов. А имя предводителя чеченцев Шамиля Басаева само напрашивалось на аналогию со знаменитым лидером сопротивления кавказцев в Кавказскую войну. Примечательно, что власти вооружили против чеченцев местное дагестанское население, изъявившее готовность встать в ряды ополчения, но при этом категорически выступили против вооружения казаков, чего-то, видимо, побаиваясь… Интересно, чего? С этих событий началась Вторая чеченская война (официально – Контртеррористические операции на территории Северо-Кавказского региона, также известна как Вторая чеченская кампания). Активная фаза боевых действий продолжалась с 1999 по 2000 год, затем, по мере установления контроля федеральными вооружёнными силами России над территорией региона, перешла в ведение чеченских сил самоуправления и самообороны, возглавленных ставленником президента Путина бывшим боевиком Рамзаном Кадыровым. Кадыров оказался очень полезен Путину в качестве усмирителя Чечни, а потому получил карт-бланш на совершение любых действий, включая преследование своих противников-оппозиционеров и создание собственной небольшой, но высокопрофессиональной армии. Ну и, конечно, огромную ежегодную финансовую поддержку за счёт средств федерального бюджета, в который перекачивается львиная доля доходов других регионов страны, оставляя их самих «у разбитого корыта».. 
Но не только имя Шамиль и названия операций в Дагестане напомнили о трагической Кавказской войне XIX века. На сайте «Кавказ. Реалии» в сентябре 2020 года появился материал Л. Меренковой и Л. Михальченко «Как Путин "спасал Чечню от террористов". Свидетельства очевидцев». В нём рассказывалось о начальном этапе 2-й чеченской кампании (1999-2000 годы), который напомнил рейды царских генералов (особенно А. Ермолова) в сопротивлявшиеся наступлению Империи районы Северного Кавказа во время Кавказской войны 1817 – 1864 годов. 
В статье приводились свидетельства очевидцев – мирных чеченцев, испытавших на себе все прелести умиротворения Чечни по-путински и «замачивания террористов в сортирах». С незначительными сокращениями я предлагаю читателю самому оценить эту статью-обличение. Итак. «Заявленной целью второй "второй чеченской кампании", как принято было говорить в Москве, была борьба с терроризмом, спасение мирных жителей Чечни от бандитов, захвативших власть в республике. Чеченцы не имели смартфонов с функцией видеозаписи и выходом в интернет, чтобы показывать в режиме реального времени, что на самом деле делали российские военные на территории республики. Чтобы доказать факты военных преступлений, правозащитникам и журналистам приходилось проводить настоящие расследования, скрупулёзно собирая факты и свидетельства очевидцев. Многие из свидетельств теперь хранятся в архивах правозащитного центра "Мемориал". Данные, о которых пойдёт речь, основаны по большей части на рассказах тех самых гражданских лиц, которых Россия взялась "защищать". Из них следует, что армия боролась не только с вооружённым чеченским сопротивлением, участников которого в Кремле называют "боевиками". 
Российские войска калечили жизни, уничтожали имущество тысяч безоружных людей, избивали и пытали стариков, женщин, детей. Ракетный обстрел Грозного 21 октября 1999 года взрывы прогремели в нескольких районах Грозного. Ракеты поразили центральный рынок, мечеть, родильный дом. Убитых и раненых – сотни. Считать трупы не успевали, многие тела родственники сразу забирали хоронить. "Люди впоследствии ещё два-три дня искали своих. Находили куски тел. Опознавали маму, тётю, сестру их по курточкам, по заколкам на волосах" (писатель Полина Жеребцова в интервью "Кавказ.Реалии"). Вот что передавали в те дни с места событий корреспонденты Радио Свобода: 
"В мечети посёлка Калинина в часы вечерней молитвы оказалось около 60 человек. 41 погиб"; "одна из ракет взорвалась во дворе единственного в Грозном действующего родильного дома. Жертвами стали 13 женщин и 15 новорожденных малышей" (Хасин Радуев). "Удар по Центральному рынку Грозного застал людей под конец базарного дня, когда все после работы торопятся сделать необходимые покупки"; "[в больнице] мы застали чудовищную картину: залитые кровью полы и огромное количество раненых. Раненых, убитых и умирающих прямо на наших глазах людей подвозили каждую секунду" (Андрей Бабицкий). Обстрел колонны беженцев 29 октября 1999 года российские войска нанесли удар по колонне беженцев. Сначала военные пообещали старейшинам села, что позволят желающим выйти из зоны боевых действий. Однако, когда колонна людей и машин двинулась в районе Ачхой-Мартана по направлению к границе республики, военные внезапно отменили своё обещание. В 10 часов утра им объявили: выпускать никого не будут. 
 Беженцы в Чечне во время второй кампании "Машины и люди начали расползаться. В это время в небе появилось два самолёта. Они поднимались и опускались много раз и бомбили колонну" (Зина Хамидова). 
"Мама, посмотри, самолеты впереди, и от них белый пар, они собираются бомбить" (сын Луизы Бакаевой). "Людей в машинах, которые были впереди нас, убило насмерть. В той, которая была позади нас, – тоже насмерть, там лежали изуродованные трупы" (Луиза Бакаева). "Значит им дали приказ бить по беженцам на трассе" (отец Луизы Бакаевой). Обстрел Курчалоя, Аргуна, Старых Атагов и Алхан-Юрта Курчалой, в ночь с 30 на 31 октября совершён авианалёт на дом с беженцами. "Мемориал" приводит три заявления. "Мы не знаем, чего от нас хотят: где беженцы – туда и бьют. Что им от нас надо?" (Малкан Солтанераева). 
"Я 30 лет строилась, работаю в больнице всю жизнь. И вот за секунды осталась на улице. Поставил бы на моё место Ельцин или Путин свою дочь, жену. Мы не террористы, а мирные люди" (Т. Исраилова, владелица дома, приютившая беженцев). "Мы приехали на своей машине, но наша машина попала под бомбёжку и разрушена на куски, а машина ведь не бандит и не террорист" (Коку Южкова). Аргун, 11 ноября 1999 года российская артиллерия обстреляла село. На въезде и выезде в село солдаты открывали огонь по местным жителям. 
"Мемориал" приводит два заявления, одно из них подписано шестью очевидцами. "Погибла моя 14-летняя племянница Ясоева Хадижат. В наш дом попало семь снарядов градовых шариковых" (Саламбек Ясоев). 
"[Сына] расстреляли, даже не остановив машину. Требуют за его труп выкуп. У нас таких денег нет" (Зулат Агамирзоева). Старые Атаги. Авиабомбёжки и артобстрелы российской авиации в период с 27 октября по 8 ноября 1999 года унесли жизни 17 человек. Приводится обращение главы администрации села, где также приведён список из 17 погибших и 51 раненого на 9 ноября (в их числе женщины и дети). "Если мировое сообщество не откликнется на зов чеченского народа, то российская империя со своими замашками перехлестнёт все мыслимые и немыслимые границы человеческого разума" (из обращения жителей села Старые Атаги). Алхан-Юрт. 8 ноября 1999 года в результате артобстрела на трассе Баку-Ростов погиб 21 человек, ранено много женщин, детей и стариков. Рассказы очевидцев записаны 10 ноября сотрудниками чеченского отделения "Мемориала" в Урус-Мартане. 
"Мы стояли на базаре торговали мясом. Почти два часа не могли подняться с земли из-за непрерывного артобстрела" (Салман Дудаев и Магомед Мусаев). Обстрел села Гехи 8 ноября 1999 года село Гехи Урус-Мартановского района подверглось обстрелу с использованием шариковых игольчатых и вакуумных бомб. Уничтожен целый квартал, больница, детский сад, разрушены жилые дома. А в это время по телевидение сообщало, что в Гехи убиты 15 боевиков. "Если наши дети не успеют отомстить за нас, то наши внуки отомстят, если внуки не успеют, то правнуки" (Али Зипаев). "Уже 400 лет воюет Россия с чеченцами. Чеченский народ устал от этих кровопийцев" (Рихалат Джабхаева). "Российские стервятники наносят бомбовые и ракетные удары именно там, где живут мирные люди" (Лечо Шагириев). "В связи с нанесением бомбовых ударов «‎земля-земля»‎ разрушен полностью квартал, убит крупный рогатый скот, куры, утки и так далее. Накануне зимы мы остались без крова и без хозяйства" (Г. Малика). Российские военные в Алхан-Юрте 1 декабря село Алхан-Юрт в Урус-Мартановском районе взято в кольцо. К этому времени там находилось около тысячи мирных жителей. Российские военные грабили местных жителей, вывозили даже легковые машины. Требуя дать им водку, неоднократно избивали 65-летнюю Лейлу, накануне получившую осколочное ранение при артобстреле села. За две недели в селе были убиты 40 человек. "Совершённое военнослужащими федеральных войск в течение последующих двух недель нельзя назвать боевыми действиями: разрушения и поджоги, разграбление и вывоз имущества", – характеризует произошедшее в Алхан-Юрте ПЦ "Мемориал". Расправа над жителями посёлка Новые Алды То, что происходило в Новых Алдах 5 февраля 2000 года, федеральные власти назвали "проверкой паспортного режима". На деле документы местных жителей редко интересовали прибывших туда сотрудников ОМОНа. Какой бы ни была цель этих силовиков, в результате их спецоперации погибло, по разным данным, от 56 до 82 гражданских лиц. "Человеческим языком не разговаривали, от них водкой воняло невозможно. До того были пьяные – на ногах еле стояли" (Макка Джамалдаева). "После всех этих ужасов я не смогу с уважением относиться к русским. Вряд ли мы уживёмся в одном государстве" (Луиза Абулханова). "Лейла в истерике падала, каталась по земле, хохотала и кричала по-чеченски и по-русски: «Маму мою убили!»" (Асет Чадаева). "Они убивали и сжигали людей, не спрашивая документов. Два брата пенсионного возраста, Магомедовы Абдула и Салман, были заживо сожжены в своём доме. Их останки уместились в полиэтиленовый пакет" (Марина Исмаилова). 
"Я обмывала трупы. В основном стреляли в голову – в глаза, в рот" (женщина, попросившая не указывать её имя). "Голову мальчика [семи лет] до сих пор не могут найти" (Малика Лабазанова). "На случай, если насиловать будут, я заранее привязала к себе гранату" (Асет Чадаева). Убийство жителей села Катыр-Юрт В начале февраля 2000 года российские военные под руководством генералов Владимира Шаманова и Якова Недобитко обстреляли село Катыр-Юрт Ачхой-Мартановского района. Катыр-Юрт был накануне объявлен "зоной безопасности". 4 февраля в село направились вооружённые отряды чеченского сопротивления. Военные дали противнику войти в Катыр-Юрт, при этом позже утверждали, что "заманили его в ловушку" – и начали массированный обстрел населённого пункта, который продолжался трое суток. При этом в Катыр-Юрте находилось в это время около 25 тысяч мирных жителей и беженцев. Как отметил председатель совета ПЦ "Мемориал" Александр Черкасов на мероприятии, посвященном 20-й годовщине тех событий, тогда эту операцию преподнесли как "блестящую победу" и "разгром чеченских боевиков". Однако при ближайшем рассмотрении стало понятно, что это "тяжкое преступление" и "большая человеческая трагедия". Месть жителям Шуани 24 июля 2000 года подверглось артобстрелу село Шуани Ножай-Юртовского района. Этому событию, по данным федеральных сил, предшествовало нападение отрядов чеченского сопротивления на военные объекты. Затем в село вошли военные, которые избивали местных жителей, грабили их и уничтожали имущество. Тогда сельчане пожаловались в прокуратуру. Однако 11 августа село вновь обстреляли – военные дали им понять, что "зачистка" делается в отместку за жалобу. "Мужчин избивали на наших глазах… 
Крови было столько, что на них вымокла одежда" (Напсат). "Перестреляли наших коров, весь скот, даже кур. На наших глазах они делали себе какие-то уколы" (Лайла). 
"Как дети кричали и плакали в тот день! Я не могу об этом вспоминать […]. 
Все это продолжалось 8-10 часов. Я не знаю, как они за такое короткое время могли нанести столько ущерба" (соседка Лайлы). "Били и издевались над людьми. И над женщинами, и над стариками" (Салман). "Зачистка" Гехи И опять Гехи. Войска приступили к "зачистке" села 8 августа 2000 года – после того, как на мине подорвался российский бронетранспортер. Грабежи, избиения, похищения. В течение трёх дней из домов забирали мужчин, привозили их во временный фильтрационный пункт. Там их избивали и пытали, добиваясь либо признания в причастности к вооруженным формированиям, либо доносов на односельчан. По данным главы администрации, всего из села Гехи забрали 57 человек, из них двое были убиты и трое пропали без вести. "Я сказал, что перенес инфаркт, просил не бить по сердцу. Они после моих слов именно по сердцу и старались попасть" (Магомед). "Ударили золовку. Муж попытался защитить её: «Ребята, она же женщина!». Солдаты обругали его матом, ударили прикладом, потом били ногами". (Роза Тепсуркаева). "Если ты человек с чувством собственного достоинства, то они тебя будут избивать, у них такие понятия. То, что чеченцы всегда умели постоять за себя, больше всего им и не нравится" (Ризван Дадахаев). "Зачистка" Турты-Хутора 26 августа 2000 года российские военные вошли в село Турты-Хутор Ножай-Юртовского района. Боевиков не нашли, однако грабили местных жителей, жгли пустующие дома, ссылаясь на "приказ сверху", проявляли демонстративное неуважение к местным обычаям и религиозным нормам. Забрали лекарства из сельского медпункта. "Федералы вошли в мечеть в грязной обуви и забрали оттуда брезент и носилки, которые нужны нам для похорон" (Сельский фельдшер). "Таких злых варваров я в жизни ещё не видел. Один из федералов, кто уводил их, говорит: «Я застрелю любого, кто подойдёт на расстояние 50 метров»" (Муса Джумаев).
 "Здесь каждый житель – мой бывший ученик, а меня при них оскорбляли!" (Раиса Сулейманова). Пытки в Черноречье С 30 августа по 1 сентября 2000 года военнослужащие внутренних войск МВД РФ производили "зачистку" в пригороде Грозного. "За руки, связанные сзади, они меня подвесили на дереве и стали бить дубинками" (Апти). "Бислан говорит, что смутно понимал, что в рот ему вливали краску […]. Это не люди были, они хуже зверей" (Борис Мурзабеков). "Находясь в подвале, слышали крики женщин, над которыми издевались на заправке" (Ислам). "Когда я уже терял сознание, мне давали немного отдохнуть и опять начинали бить. Сознание я всё-таки потерял. Тогда они сняли с меня обувь, сели на спину и стали бить по пяткам" (Рустам Мурзабеков). Зачистка в Старых Атагах 4-8 сентября 2000 года проведена "зачистка" села Старые Атаги, сопровождавшаяся обстрелом села, разрушениями домов, грабежами, избиениями и пытками жителей. Военные без суда казнили по крайней мере одного мужчину. "Заходили в дом с пустыми рюкзаками, а выходили – с полными. Всё, что осталось, было разбито, изрезано ножами" (Жена Рамзана Ахмадова). "Зачем им нужны детские вещи, непонятно! Неужели собираются отсылать их домой, своей семье?" (Султан). "Я задала вопрос военным: «Почему вы издеваетесь над людьми, воруете, мародерствуете?». Они говорят, что Путин велел им самим здесь собирать зарплату" (Айна Демильханова). "Забирают из дома совершенно невинных людей, многие из них пропадают бесследно. А если кому-то и удаётся вернуться домой, то он бывает покалечен избиениями и пытками" (Малика Кадырова)». Публикация на сайте «Кавказ. Реалии» завершается словами, которыми и мы хотим закончить нашу публикацию: «И сегодня в Чечне происходят массовые задержания, исчезновения молодых людей, которых позже находят в основном либо в полиции и кабинетах чиновников, либо вообще не находят. По признанию главы республики Рамзана Кадырова, он должен "довести до конца" планы Путина». Интересно было бы только узнать, какой предусмотрен конец у этих планов. 
 Александр Дзиковицкий, сопредседатель Координационного Совета Союза Народов России (КС СНР), лидер Всеказачьего Общественного Центра (ВОЦ). 
 (Данная статья является выражением личного мнения автора и не является общей позицией КС СНР или ВОЦ) 
 На фото: Российская армия как никогда верна своему верховному главнокомандующему – президенту В.В. Путину. Слева – Грузия, 2008 год, справа – Нагорный Карабах, 2020 год.

18 нояб. 2020 г.

Зачем нам чуждая идеология

Совсем крыша поехала в Городской Управе. Хотя удивляться сегодня не приходится. Там собрались неучи, не знающие русской истории люди. Вот навязывают нам американские ценности. И это в русской православной области.
Митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту. Ваше Высокопреосвященство! В городе Калуге возле здания Московская 188 установили рождественский чулок-носок. Это сим-вол американского нового года где вместо деда Мороза, Санта Клаус. Прошу поделиться информацией, ваше отношение к пропаганде чужеродного нам образа и почему в православной области появляются такие вещи.

Аналогичное письмо направлено главе городского самоуправления. Посмотрим, что они скажут по этому поводу.

Председатель оргкомитета НСДРП Сергей Кременев о демографии.

Русских должно быть не менее 500 миллионов. 

Люди помнят голодные 90-е годы

Практические советы по борьбе с нищетой. «Не всякий вас, как я, поймёт…» 
 Пушкин А.С.
И сейчас, количество бедных исчисляется миллионами. Власть постоянно сетует, что надо бороться с бедностью. Но делает очень робкие шаги к решению этой проблемы. Пенсии мизерные. Всякие субсидии, дотации и льготы несущественны. Адресную помощь малоимущим раз в год 5 тысяч нужно вымогать у соц.защиты. А о том, что она есть, мало, кто знает. Хотя на эту сумму можно питаться семье из двух человек месяц. Сначала разделим неделю на дни. Среда и пятница, как известно, дни постные. Тем более, что скоро наступит Рождественский пост. Учитесь готовить постные блюда – полезно для здоровья. Полнота никому не идёт. А вот коронавирус предпочитает упитанных, поэтому ожирение тоже враг. Овощные блюда готовить надо дольше – они более трудоёмки. А чтобы были ещё и полезными – нужно отваривать, тушить, запекать, но не жарить, как привыкли. Они и не только во время поста должны быть основными на вашем столе. Далее: два рыбных дня в неделю обязательны – это вторник и четверг. Ну тут фантазии нет предела: отварные, заливные, запеченные, тушёные. Самой рыбы выбор огромный и цены очень доступные. Дикая красная рыба: горбуша и голец стоят менее 300 рублей за 1 кг. На 300 рублей рыбина будет в полметра, вдвоём, за два рыбных дня – «от пуза». На мясные приходится три дня. Тут белое и красное мясо. Выбор большой. Холодец из курицы получится дёшево – копейки. Фарш лучше делать самому. Сначала тщательно помыть, затем вырезать лишнее, добавить по вкусу специй и приправ, а дальше включайте фантазию. Хотите голубцы, пельмени, фаршированные перцы, котлеты, рулеты, блинчики с мясом, пироги. Супы на мясном бульоне. Кстати, если сами будете печь хлеб, хотя бы раз в неделю, то это экономно для бюджета и полезно для здоровья. Рецептов таких изделий немерено. За день вас тянет на кухню не раз, так проведите там время с пользой. Никогда не поздно, особенно на пенсии, освоить новые рецепты. Сидя в самоизоляции жрать перед телевизором сосиски – совсем не дело. Редко встретишь пенсионеров без ожирения, слушая их нытьё о том, что нет здоровья и денег – надоело. Купили бы быстро сумку на колёсиках и раз в неделю съездили бы на оптовую базу отовариться. Возьмите с собой 1 тысячу рублей. Уверяю, ваша сумка будет полная. Начинайте составлять меню на неделю, как делают в санатории. Помощи «с верху» не ждите. Как известно, они там миллионами ворочают, а нам это «не грозит». Поэтому, сделаем заготовки на зиму. Это ещё одна статья экономии для семьи. Квасим капусту. Сейчас самое время. Вариантов много, но, соблюдая все условия, добьётесь успеха. Может быть, не с первого раза – дерзайте. Варите варенье и не только из ягод. Не экзотика из дыни, бананов – но стоит попробовать. На базах по акции они за копейки продаются. Сейчас винограда много – сделайте компот. Особенно он хорош из чёрных сортов. Огромный выбор овощей – рецептов салатов на зиму тоже. Осваивайте. Если у ваших друзей есть огородики, то напроситесь помочь им. За работу свою возьмите зеленью. Насушите ещё листьев малины, смородины, мяты на чаи. На оптовых базах покупайте чаи не в красивых пачках по 100 грамм, а по 400 грамм и более. Это намного дешевле. Так же и кофе. На сэкономленные деньги побалуйте себя сладостями. Берите не на развес, а коробками и от производителя, с числом изготовления и составом. Поддержите местных производителей молочной продукции таких, как «НИЛ», например. У них свои магазинчики с большим выбором. Гарантированное качество и свежесть. Крупы, макароны в «сетевых» магазинах продаются по акции. С утра пенсионерам постоянные скидки. В офисах почты большой выбор уценённых журналов со всякими советами, рецептами, кроссвордами. Местная пресса вообще бесплатно. Организуйте свою жизнь. А если у вас ещё есть любимое занятие для души – я рада за вас. Не в одних же «деньгах счастье».
 Ольга Софронова.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...