Когда делаем за них работу,
Которую они в состоянии сделать сами.
Я не психолог и никогда не училась на психфаке. Моё знакомство с психологией началось в детстве, когда мой отец в виде игры учил нас оценивать свои действия, плохие и хорошие. Повзрослев, я захотела сама разобраться в себе, в своих эмоциях и в поведении окружающих. В поисках ответов, я наткнулась на труды Уильяма Джеймса – американского философа и психолога, которого называют «отцом современной психологии» его работы, написанные более века назад, оказались невероятно актуальными и для меня сегодня. Его идеи перевернули моё восприятие психологии.
Уильям Джеймс (1842-1910) – один из основателей прагматизма и функционализма в психологии. Он первый организовал лабораторию прикладной психологии в США, дважды становился Президентом американской психологической ассоциации. Написал легендарные «Принципы психологии». Но, главное – его работы написаны живым языком и полны личного обаяния, что делает их доступными даже не для профессионалов таких, как я.
Во время своего самостоятельного погружения в психологию, я познакомилась с несколькими ключевыми работами Джеймса. Принципы психологии – это фундаментальный, двухтомный труд, который считается главной работой Джеймса. Именно здесь он разрабатывает концепцию «Потока сознания» и «Теорию эмоций». Джеймс рассматривает сознание, как динамический процесс, а не как набор статических элементов.
В работе «Воля к вере», Джеймс исследует роль веры в человеческой жизни. Он утверждает, что в некоторых ситуациях мы имеем право верить во что-то без рациональных доказательств, если это помогает нам жить лучше. Эта идея помогла мне понять, почему иногда стоит доверять интуиции.
В работе «Сознание, как поток», писатель рассматривал сознание не как набор отдельных элементов, а как непрерывный поток, где мысли и ощущения никогда не повторяются. А это помогло мне понять, почему нельзя «остановиться» в негативных переживаниях, т.к. они всегда текут и меняются. Как писал Джеймс: «Сознание никогда не является чем-то статичным. Оно всегда в движении».
Вот, интересная теория эмоций: мы плачем потому, что грустим. А грустим потому, что плачем. Это помогло мне осознать, как важно уметь управлять своими эмоциями. Психология не должна быть сухой наукой. Она про то, как лучше адаптироваться к изменениям и находить смысл в повседневности. Работы Джеймса – это мост между академическими знаниями и личным опытом. Он говорил: «Искусство быть мудрым – это искусство знать, на что можно не обращать внимания».
Почему мы часто недооцениваем себя, не смотря на все успехи и достижения? Я отвечу так: «вопрос прост, но глубок». Его ещё в 19-ом веке предложил великий психолог Уильям Джеймс. Он вывел формулу самооценки, которая объясняет, как мы оцениваем себя. Самооценка = успех, разделённый на претензии. Я хочу поделиться, как это уравнение помогает понять корень нашей неуверенности и что с этим делать, чтобы повысить свою самооценку. Хочу объяснить, что такое самооценка. Это есть субъективное восприятие человеком своих способностей, качеств, достижений и ценности, как личности. Это то, как человек воспринимает себя, насколько считает себя достойным успеха, уважения, денег, права на ошибку. Согласно этой формуле, человек оценивает себя, сопоставляя свои достижения (успех) с уровнем ожиданий, требований к себе (претензиями). Таким образом, высокая самооценка формируется либо, за счёт значительных достижений, либо, при умеренных притязаниях. И, наоборот, если успехи скромные, а ожидания чрезмерно завышены, то человек может испытывать чувство неуверенности, тревожности и неудовлетворённости собой. Эта формула применима в разных сферах жизни – от профессиональной реализации до межличностных отношений. Например, в процессе социализации подростка важно, чтобы его успехи соответствовали ожиданиям семьи или других людей, иначе, формируется заниженная самооценка.
Формула позволяет понять корень психологического дискомфорта и скорректировать либо цели, либо поведение. Формула проста, но глубока. Через неё Джеймс заложил основу для дальнейших исследований личности, мотивации и поведенческих установок. Можно выделить два ключевых элемента:
-1- Успех – это объективные или субъективные достижения человека в значимых для него сферах. Это может быть карьера, образование, семья, творчество, признание со стороны других людей. Успехи могут быть как внутренне ощутимыми, так и внешне подтверждёнными результатами.
-2- Претензии – это притязания, уровень желаемого результата, то, чего человек ожидает от себя. Претензии часто формируются под влиянием воспитания, социального окружения и культуры, в котором живёт человек. Ожидания могут быть реалистичными или завышенными. И именно, от этого соотношения зависит итоговая самооценка.
Важно понимать, что и успех и претензии – динамичные категории. Человек может снижать притязания в периоды стресса или повышать их под влиянием вдохновения или давления других людей. Это соотношение подтверждено изменениями с возрастом, жизненным опытом и обстоятельствами. Формула помогает выделить главный вектор. Если вы хотите повысить самооценку, можно, либо увеличить успехи, работая над достижениями, либо переоценить свои ожидания, сделав их более реалистичными. Часто полезны оба пути.
В работах Джеймса особое внимание уделялось роли социальной среды. Он подчёркивал, что другие люди формируют наш внутренний стандарт, который, затем, влияет на наши притязания. Таким образом, самооценка – это не просто внутренняя установка, а динамический результат взаимодействия между внутренним миром человека и его окружением. Формулу легко использовать для самооценки в конкретных жизненных ситуациях. Для этого нужно:
-1- Определить важную для себя сферу жизни (работа, семья, здоровье, отношения)
-2- Описать свои реальные достижения в этой сфере – желательно конкретно и с фактами.
-3- Оценить свои ожидания или цели в этой области.
-4- Сопоставить успех и притязания. И понять, какое соотношение формирует вашу самооценку.
Далее, можно задать себе вопрос: «что проще изменить, успехи или ожидания?». Это поможет наметить вектор работы. Например, если цели слишком абстрактные и завышенные, стоит пересмотреть стандарты. Если же, результаты действительно отстают, стоит поставить перед собой конкретные шаги для развития. Формула также помогает понять, почему вы недовольны собой, даже, при наличии объективных успехов. Возможно, вы сравниваете себя с другими людьми, игнорируя собственный прогресс.
Формула Джеймса не просто объясняет, откуда берётся самооценка, она помогает интерпретировать её уровень:
-1- Высокая самооценка – если человек достигает большего, чем ожидает от себя. Она, обычно, сопровождается уверенностью к критике, активностью.
-2- Адекватная самооценка – возникает при балансе между успехом и ожиданиями. Такой человек реалистичен, умеет адаптироваться.
-3- Низкая самооценка – проявляется при высоких притязаний и скромных достижениях. Может вести к пассивности, тревожности, отказу от действий.
Важно помнить, что самооценка гибка. Человек может сам влиять на её уровень, меняя свои действия или установки. Также, важна поддержка от других людей, обратная связь, психологическая работа с установками. Эта формула не устаревшая, а классическая и универсальная. Так считают современные психологи, а американский психотерапевт и автор бестселлеров по самопомощи Натаниль Бранден, в своих работах подчеркнул важность осознания разрыва между внутренними ожиданиями и реальными достижениями. Он утверждал, что именно этот разрыв лежит в основе большинства проблем с самооценкой у современного человека. Он даёт чёткое объяснение многим внутренним конфликтам и позволяет выстроить работу по повышению самооценки.
Джеймс утверждал, что истинность идеи определяется её практической полезностью. Например, вера в себя становится истиной, если помогает достигать целей!
Эта идея научила меня тестировать теории на практике, а не просто размышлять о них. Хочется пожелать:
Если хочешь добиться успеха,
Верь в себя, даже тогда, когда
В тебя уже никто не верит!
Мира и любви вашему дому!!!
Марасанова Светлана

Комментариев нет:
Отправить комментарий