2 июл. 2013 г.

Развиваем сельское хозяйство

Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Калужской области «Об утверждении государственной программы Калужской области «Устойчивое развитие сельских территорий Калужской области на 2014-2020 годы» (далее – Программа) Предлагаемый к рассмотрению проект постановления подготовлен в целях реализации в Калужской области Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р и в соответствии с распоряжением Губернатора Калужской области от 06.05.2013 № 47-р. Заказчиком и разработчиком Программы является министерство сельского хозяйства Калужской области. Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность экономики и благосостояние граждан. В сельской местности Калужской области в настоящее время проживает 242,95 тыс. человек или 24,0% населения. По данным Всероссийской переписи 2010 года, по сравнению с 2002 годом население в сельской местности уменьшилось на 22,885 тыс. человек.
Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения и сокращения миграционного прироста населения. Уровень жизни сельского населения остается крайне низким, увеличивается разрыв между городом и селом по уровню доходов. В 2012 году среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве составила 15,3 тыс. рублей (56,7% средней заработной платы по отраслям экономики). На селе сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, прогрессирует отток сельского населения, преобладает низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры. По уровню комфортности и оснащенности всеми видами инженерного оборудования сельский жилищный фонд значительно уступает городскому. Удельный вес площади оборудованной водопроводом составляет 38,6%, водоотведением – 34,6%, газом (сетевым и сжиженным) – 78,6%. В 229 сельских общеобразовательных учреждениях области обучается 17,7 тыс. учащихся. По сравнению с городскими сельские школы располагают худшей материально-технической базой, большинство зданий требуют реконструкции, не имеют спортивных залов, мастерских для трудового обучения, блоков питания. В сельской местности области действует 378 учреждений культурно-досугового типа, более 30% из них находятся в ветхом и аварийном состоянии. Оборудование сельских учреждений культуры морально и технически изношено. Выход села из кризиса и переход в фазу устойчивого развития тормозят следующие факторы: - остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности; - преобладание дотационности бюджетов на уровне сельских поселений; - высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий; - неблагоприятная демографическая ситуация (прогрессирует обезлюдение сельских территорий). Решить вышеназванные проблемы возможно только на условиях использования программно-целевого метода, положительным примером применения которого может служить реализация областной целевой программы «Социальное развитие села Калужской области до 2013 года», принятой Законом Калужской области от 12.05.2003 № 206-ОЗ. В 2003 – 2012 годах в рамках данной программы было построено и приобретено 44,07 тыс. кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 7,27 тыс. кв. м для молодых семей и молодых специалистов, построены две школы на 180 и 132 ученических места, два фельдшерско-акушерских пункта, отремонтированы 40 учреждений здравоохранения, введены в эксплуатацию 276,952 км распределительных газовых сетей и 162,583 км локальных водопроводов. Реализация программных мероприятий создала определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала села, повышения занятости и доходов сельского населения, улучшения его жилищных условий и социальной среды обитания. Вместе с тем, в силу допущенного ранее значительного отставания социально-экономического развития сельских территорий, реализация указанных мер оказалась недостаточной для полного и эффективного использования в интересах потенциала сельских территорий, улучшения уровня и качества жизни на селе. Поэтому основной целью Программы является создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности. Реализацию Программы планируется осуществлять поэтапно. На первом этапе (2014 - 2017 годы) предполагается продолжить формирование в сельской местности условий, обеспечивающих более высокие уровень и качество жизни. На втором этапе (2018 - 2020 годы) предполагается наращивание темпов комплексного развития сельских территорий, в целях обеспечения их устойчивого развития. В период 2014-2020 годы в рамках Программы предлагается реализовать следующие мероприятия: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; 2. комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности объектами социальной и инженерной инфраструктуры: а) развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности; б) развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности; в) развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности; г) развитие газификации в сельской местности; д) развитие водоснабжения в сельской местности; е) реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности (далее – проекты комплексной застройки); 3. грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, по улучшению условий жизнедеятельности. Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет средств федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников. Средства федерального и областного бюджетов предполагается выделять муниципальным образованиям на условиях софинансирования в порядке межбюджетных отношений. Правила предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета в целях софинансирования мероприятий программы, а также распределение субсидий между муниципальными образованиями будут утверждаться Правительством Калужской области. Размер средств, выделяемых на реализацию Программы определен исходя из потребности введения в действие объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села, фактической стоимости строительства единицы мощности с учетом индексов-дефляторов. На реализацию мероприятий Программы за счет всех источников финансирования до 2020 года предусматривается направить 5629,943 млн. рублей, в том числе: - средства федерального бюджета - 1699,189 млн. рублей, - средства областного бюджета - 2881,726 млн. рублей, - средства местного бюджета - 515,997 млн. рублей, - внебюджетные источники - 533,031 млн. рублей. За счет этих средств планируется достичь следующих показателей: - ввод (приобретение) 45,42 тыс. кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 29,0 тыс. кв. м для молодых семей и молодых специалистов; - ввод в действие общеобразовательных учреждений на 980 мест; - ввод в действие учреждений культурно-досугового типа на 1,4 тыс. мест; - ввод в действие плоскостных спортивных сооружений площадью 71,4 тыс.кв.м; - ввод в действие распределительных газовых сетей протяженностью 140,0 км; - ввод в действие локальных водопроводов протяженностью 130,0 км; - комплексное обустройство 7 площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности. В рамках Программы планируется осуществить строительство образовательных учреждений в Бабынинском, Жуковском, Износковском, Медынском районах; учреждений культурно-досугового типа в Дзержинском, Медынском, Козельском, Перемышльском, Ферзиковском и Юхновском районах. Проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку планируется осуществить в Жуковском, Иносковском, Малоярославецком, Мещовском и Ферзиковском районах. Предварительные перечни по строительству данных объектов согласованы с отраслевыми министерствами области и администрациями соответствующих муниципальных районов. В результате реализации мероприятий Программы будут сформированы необходимые условия для устойчивого развития сельских территорий. Использование комплексного подхода к повышению уровня комфортности проживания в сельской местности будет способствовать созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы местных бюджетов и повышению доходов сельского населения. Интенсивное развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, содействие улучшению жилищных условий обеспечат коренные изменения в качестве жизни сельского населения, повысится престижность сельскохозяйственного труда и проживания в сельской местности. Социальная эффективность реализации программы будет обеспечена за счет улучшение жилищных условий 650 сельских семей, в том числе 420 молодых семей и молодых специалистов, повышения обеспеченности села общеобразовательными учреждениями, учреждениями культурно-досугового типа, расширения сети плоскостных спортивных сооружений, повышения уровня инженерного обустройства сельских поселений. Экономическая эффективность реализации Программы состоит в увеличении производительности сельскохозяйственного труда на основе повышения общеобразовательной подготовки сельских жителей, создания в сельской местности благоприятных жилищных условий, сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью, обеспечения сельскохозяйственного производства высококвалифицированным кадровым потенциалом, способным к освоению высокоэффективных технологий, создания условий для привлечения инвесторов в аграрный сектор экономики области на основе повышения уровня инженерной инфраструктуры села. Реализация Программы будет иметь благоприятные экологические последствия, так как в составе проектной документации на строительство объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села разрабатывается раздел по охране окружающей среды, который предусматривает природоохранные мероприятия, исключающие вредные воздействия объектов на окружающую среду в строительный период и во время эксплуатации. Министр Л.С. Громов

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...