3 февр. 2019 г.

Современные проблемы взаимодействия власти со старшим поколением

Член Крымской МАН Алексеевский В.С. д.э.н. проф. Калуга.                   
Обещанная пенсионная реформа уже на стадии обсуждения в Думе обнаруживала ряд проблем. И прежде всего- проблему взаимодействия власти со старшими поколениями, которая в свою очередь затрудняет процесс социокультурного воспроизводства нации. Источником внешней стороны проблемы  выступает экономика. Она вызвана как бы демографическими причинами, когда численность пенсионеров приблизилась к числу работающих и оттого не хватит средств для выплаты пенсий в будущем. Внутренней – скрытой стороной этой проблемы оказывается нерациональное и некорректное использование Пенсионного фонда на различные социальные программы, что привело к истощению фонда при недостаточных поступлениях в него из стагнирующей экономики.         Однако существуют и более скрытые причины проблемы - по сути своей социальные. Они проявляются как недоверие населения предпенсионного возраста экономической и социальной политике, которая проводится сравнительно молодыми людьми, занявшими сейчас посты на всех уровнях и ветвях власти[1].
 Потому что из-за своей устремленности к немедленным достижениям по выполнению поручений руководства, а также и по достижению личных материальных и карьерных успехов, они потеряли  ответственность перед старшим поколением, создавшим им « все условия» жизнедеятельности. Статистический термин «дожитие» ими применяется в качестве образа жизни пожилых людей, которым, по сути, отказано в выполнении важных мировоззренческих и социальных задач. Так, осмысление ошибок и достижений, их фиксация как опыта поколения в научных трудах и книгах, а также участие в формировании нравственных и социальных установок молодежи- это традиционные заботы родителей о детях, о будущем страны. Это социокультурная сторона проблемы. Однако существует еще одна мировоззренческая проблема по реализации старшим поколением пока что мало известной миссии человека как существа, живущего не только на Земле, но и во Вселенной.    
  Современные ученые- физики, математики, биопсихологи (Макс Планк, Эдуард Циолковский, Роберт Ланца, Руперт Шелдрейк и др.) выработали теорию биоцентризма[i], согласно которой человеческая жизнь и сознание имеют основополагающее значение для формирования Вселенной, а не наоборот. Как считалось до сих пор: живая материя выступала  как бы источником сознания, но это современными научными исследованиями не подтверждено. Данной теорией  устанавливается, что сознание- это фундаментальное свойство вещества Вселенной, каждой его частицы, а жизнь - это  его производное явление[ii]. Поэтому после смерти сознание каждого из нас не исчезает, но уходит-возвращается  в квантовый мир вещества, где нет места живому. Этап возврата или смерти - это переход всех нас как мыслящей материи и нашего сознания (души)  в вечное вещество Вселенной.
     Чтобы это пояснить воспользуемся системным подходом к понятию «Система жизни человека» с помощью триады: рацио- эмоцио- интуицио, которая демонстрирует  три ипостаси  мышления, т.е.  существования сознания.
                                  Социальная и творческая жизнь человека


                         Т-2        Возврат                       Развитие Т-1

Физическая жизнь                                                  Биологическая жизнь
космического вещества                                       человеческого  существа-        
и сознания- вечная            Т - время генотипа               - конечная
                                                                               

 









             Триада 1-   Система жизни человека
Чтобы лучше представить данную теорию, рассмотрим схему (Триада1.)  взаимодействия вечной материи с формами биологической и социальной жизни человека как космическую систему (по -Циолковскому).   Рассмотрение жизни человека с позиций взаимовлияний на неё биологии (генома) и социальной психологии (развитие личности) позволяет построить триаду как модель Системы жизни. Элементы такой триады или  системы всегда взаимосвязаны в режиме дополнительности и тем обеспечивают целостность системы. Главное свойство каждой системы - появление такого нового качества, которого нет ни у одного из элементов. Чтобы его выявить у Системы жизни, проанализируем проявление этих сущностей.
     Так, на первом этапе биологического развития космическое, а затем и земное вещество под влиянием генома преобразуется в человеческое существо. Геном – это совокупность наследственного материала ДНК и РНК, которые задают программу развития биологического вещества в существо в течение одного  цикла жизни. По завершении детородного периода организма человека его развитие продолжается в сторону возврата. Этот этап решает задачи возвращения материи биологического вида-существа в космическое вещество Вселенной: энергию и материю.  Следовательно, смерть это Возврат в начальное или базовое состояние, а не конечный путь нашего бытия.
    Однако  уже иное содержание данных этапов наблюдается в социальной сфере жизни. Поскольку на всех этапах движение биологического явления  сопровождается социальными процессами: развитием личности и организацией форм разносторонней  жизнедеятельности конкретного человека. Одновременно каждым человеком решаются личные и социальные проблемы развития в ходе  самореализации накопленных трудовых, духовных и творческих потенциалов. Это, по мнению известного психолога А. Маслоу, - высшие потребности личности человека, формирующие  смысл всей его жизни.
Следовательно, в человеческой природе одновременно решаются две задачи:
1) осуществление неосознаваемого биологического цикла- как роста и умирания живой материи человека, подвластного общемировым процессам потери активности  энергии- материи в виде тепловой смерти или - энтропии;
 2) обогащение влияния возрастающего сознания живой материи на поведение и на выбор вариантов развития личности и даже на варианты её возвышения и смерти, каким во Вселенной выступает  в качестве спасительного  от беспощадности энтропии - творческий процесс мышления и созидания.
      При этом в сфере биологической жизни человек лишь  косвенно влияет на текущие в теле запрограммированные геномом процессы, ускоряя  или замедляя их выбранным образом жизни. Что не всегда осознается. Но не только в биологии смысл человеческой жизни! Очевидно, что в социальной сфере уже после трех лет жизни, когда у маленького организма появляется самость, индивидуальность (осознание себя), человек может делать выбор вариантов своей жизнедеятельности. Здесь уровень сознательного воздействия на выбор непрерывно возрастает именно за счет формирования личного достоинства и ментальности на базе необходимого объема личного достояния. (Табл.1)
     Очевидно, что без личного достояния в форме интеллектуального и трудового потенциала и без результатов его применения, а также роста собственного имиджа за счет освоенных богатств человеческой культуры и духовного развития, а также без жилища, - трудно представить человека с развитым чувством собственного достоинства. Благодаря этому достоянию он сам как индивидуальный  хозяйственник или предприниматель  и дальше сможет обеспечивать себя средствами к развитию. И даже, если догадается о своем предназначении, может обратиться к самореализации имеющихся талантов и еще не проявленных способностей, душевных сил и творческих замыслов.   
       Следовательно, обеспечение процесса самодвижения человека от создания материальной и интеллектуальной основы (достояния) к развитию его нравственной и духовной основы (личное достоинство) в течение жизни генома (Триада1) и есть новое качество Системы человеческой жизни. Оно проявляется как  -непрерывное возвышение и расширение нашего сознания, одновременно выступающего в качестве атрибута вещества Вселенной. Мы как бы выполняем её заказ на осознание и обогащение этих свойств.   И вот что замечательно! Оказывается, осмысленный и творческий труд, производимый в течение жизни человеком, противостоит распространению энтропии и смерти Вселенной. За счет творческого обогащения вселенского и своего сознания человек, социумы уходят в бессмертие.[iii] Такова наша миссия!              
                  Таблица1.  Источники личной собственности человека.
Биологические, врожденные
Психические, развиваемые способности
Результаты личной деятельности
Результаты жизнедеятельности
Задатки:
- психическая  предрасположенность к точным наукам, технике
-расположенность к творческим занятиям (музыке, изобразительной деятельности, художественной гимнастике , спорту и танцам)
-тип нервной системы и темперамент индивида
-группа крови, биологическая активность
ум-оперирование знаниями;                опыт труда и общения,                   менталитет; компетенции в работе (аналитичность, управление собой и другими, исполнительское мастерство, коммуникация),              - связи и личные привязанности,                - отношение к труду , характер, воля, сила духа
-интуиция
-творчество
-духовность
-нравственность
-достоинство            
- патенты
- дипломы
- изобретения
-книги, статьи, отчеты о результатах исследований и экспериментов
-произведения и другие результаты собственного мастерства и творчества в сфере искусства и всех видов культуры, спорта, политики, бытовой и общественной деятельности
-общественное признание, имидж
- жилье собственное, другие постройки, недвижимость
- земля, сад, посевы
- деньги наличные и на счетах
- акции, облигации
-вещи для личного использования: одежда, обувь, аксессуары, посуда, мебель, инвентарь-запасы материалов, продуктов питания, машины, инструменты,  приборы,  гаджеты

    Поэтому при нормальном воспитании «с младых ногтей» каждый  человек может осознать, что именно в этом предназначение человека – полностью реализоваться как мыслящей материи и чувствующей, самореализующейся  личности. Люди сами рождаются, выделяя себя и свой мир из неживой природы при поддержке семьи и социума, а дальше строят новый социум, устремляющий человека  не в безудержное потребление пищи и вещей, а в совершенствование себя за счет наращиваемого личного достояния.   
     Спрашивается: зачем человек в течение всей жизни формирует у себя не только производственные знания и навыки, но и творческие способности, определенную мудрость в понимании природы и человека? Неужели только  для того, чтобы заработать денежное содержание для дожития, как это формулируют авторы нового Закона о пенсиях! Как и многие ученые, я полагаю, что накопленный творческий потенциал вкупе с мудростью может позволить человеку, освободившемуся от необходимости ежедневно  зарабатывать себе хлеб насущный, наконец-то посвятить все свои силы и умения задачам самореализации накопленного потенциала и самосовершенствования своей природы-  осознанию мира, его творческого восприятия. Однако, чтобы включить такое осмысление, деятельность человека в производстве  приостанавливается. Это недеяние и есть одно из важнейших условий творчества. Мы выходим в мир, чтобы обогатить свою природу- уникального  свойства вещества как осознания самоё себя путем его расширения до космоса и возвышения до философских обобщений. Однако «если сознание сужено, задавлено границами необходимости, то и сама человеческая природа маловместительна, отрезана от источника творческой энергии»,-писал Н.Бердяев . Следовательно,  живем не столько для осознания бытия, которое есть совокупность ряда случайностей, уходящих в ничто, а сколько с намерением осознания самого себя в природе как достойной личности , человека творческого, духовного и тем подготовленного для налаживания диалога с природой. Диалог требует знания языка и взаимоуважения. Мы давно потеряли чувство меры в отношениях с природой и потому говорим языком диктата, как беспечные и грубые дети. Пора повзрослеть. Научиться  осмысливать планируемые  результаты труда этих детей и взять ответственность за них. Для этого мы обязаны использовать вторую половину жизни, чтобы найти, говорил Э. Фромм, баланс между должным и возможным. Это и будет проявлением искусства жить. Следует раскрыть, как накапливается в нас это искусство (Триада 2).
                                   Искусство жить среди людей                   (2)

      Должное (Расчет, наука,                             Возможное (культура, образ,
       идеальная модель, методика,                     эмоции, ценности, нормы этики,
        факты, условия, технология)                      сценарии, таланты личности)

 






     Человек как мыслящее существо, научился постоянно прогнозировать свое поведение и деятельность с учетом полученного опыта (щелчка по носу или некоторого успеха). Тем самым он через несколько тысяч лет щелчков и поощрений вышел на рациональное мышление и научился создавать прагматичный, рассчитываемый заранее результат, т.е. идеальный, обозначив его как должное или цель. Далее. Рациональные или научные методы по определенной методике позволяют создать технологии, с помощью которых деятельность людей должна привести к ожидаемому результату… Если в окружении возникнут необходимые условия для этих технологий. В числе этих условий- люди, исполнители, их квалификация и мотивация  к прогнозируемой деятельности. Долгие тысячелетия хозяева и организаторы  производства не считали нужным обеспечивать мотивацию, но считали, что достаточно стимулов для привлечения людей к труду, если не пряником, то плеткой, голодом, а то и угрозой жизни. В зависимости от налаживания этих отношений результат деятельности становился все более возможным, т.е. отличался от должного. Наконец к середине ХХ века руководство и собственники производства стали понимать (после очередного щечка по носу), что если человека привлечь к  улучшению производства и нормально оплачивать по результатам труда, то возможный результат становится все ближе к должному при снижении издержек за счет повышения доверительности. Такая же закономерность сформировалась для всех сфер человеческого общения. Она облеклась в форму культуры: экономической, трудовой, социальной и др. При её использовании постепенно складывается искусство всех жить среди других людей, которым очень важно проявлять своё творчество и ощутить свои достоинства как признание других, которым ты доверяешь.
    Но, оказывается, для российского руководства важнейшей выступает польза утилитарного труда, а не духовного. И когда человек  переходит ко второму  этапу жизни-  преимущественно духовного труда, к осмыслению и влиянию, он  вдруг превращается  в человеческий шлак, остывающий  в течение среднестатистического срока  дожития.  Более  кощунственного оскорбления уходящему на заслуженный отдых поколению трудно придумать. Но ведь это придумали наши молодые законодатели такое, что раскрывает их  бездуховность и беспамятство. Именно поэтому ( вспомните цитату из В. Буковского), отрекаясь от достижений прошлых поколений,  ими продолжается уничтожение российской системы образования и медицины, стерилизация академической науки и отказ от научных обоснований в управлении отраслевой экономикой и местным хозяйством[2]. Пресловутая «оптимизация» в социальной сфере  подменяет рост эффективности труда за счет новых технологий давно известными и примитивными методами его интенсификации: увеличением сменной нагрузки работающих, т.ч. профессуры, сокращением ранее научно обоснованных штатов воспитателей и психологов, научных сотрудников, библиотекарей, лаборантов, медсестер, нянечек и техничек. Так власти демонстрируют свою  культуру полезности[iv][3], ведущую мир  к экологическим катастрофам. Но развивающей национальную экономику и общество в целом является культура достоинства, ориентирующая на высвобождение творческой энергии, для самореализации личного достояния. Но она требует создания условий для самоорганизации и самореализации: открытости информации, расширения сознания и свободы выбора для отказа от устаревшего знания и обеспечения доступности средств для присвоения инноваций.    
       Следовательно, прогрессивная культура достоинства способна усваивать мудрость старших поколений, выраженную в новом осмыслении опыта и отказе от ошибок старших поколений с помощью расширяющегося в творческом покое сознания.  Необходимо помочь  каждому пожилому человеку  вырабатывать позицию сознательного получения нового знания и формирования дополнительных навыков самореализации.  Геронтологи  пытаются установить правила для долгожителей: активный образ жизни, умеренность, позитивный настрой. Но для большей внутренней убеждённости в нашей более ответственной космической миссии нам всем необходимо опираться на указанные выше (см. Триада1 и 2) более глубокие научные и философские основания для коэволюции и синергизма[4], формирующие у нас системные представления о роли  и ответственности экономического и творческого  мышления людей при выборе жизненной позиции и форм  деятельности.
      Задача общества и правительства, в частности, состоит в том, чтобы создать достойные условия для осмысления (покой, достаток, недеяние) и для передачи нового видения прошлого и будущего новому поколению (коммуникации, доверие, организации), например: Советы старейшин, Клуб ветеранов, Дом творчества пожилых, а не только Дома  инвалидов для умирания престарелых. Но это явно не 8 тысяч рублей пенсии, не обеспечивающих прожиточный минимум бывшего инженера или учителя, слесаря.. Очевидно, что тысячелетняя практика поддержки человеческого достоинства пожилых  людей отвергается суетливым мировоззрением российского руководства на всех уровнях: муниципальном, региональном, государственном.   
     Молодежи не дано еще осмысление ошибок жизни, и даже с Ай-Ти технологиями они не смогут построить перспективного поведения без навыков расширения сознания. Следовательно, способные к переосмыслению реальности бывшие специалисты и ученые- пенсионеры, далеко не шлак. При поддержке их самоорганизации они способны выступить в качестве защиты от поспешных и ошибочных решений (консервативная осторожность). И в качестве катализатора развития (новое видение проблем в контексте связи прошлого и будущего, должного и возможного). При их привлечении к социальному воспроизводству (наставничество, встречи с молодежью) в нашей практике начнет преобладать культура достоинства и возродится уважение к старшим поколениям. Мы станем культурнее и вдвое богаче: духовно и материально, вновь научимся взаимопониманию с природой через её осмысление и принятие нашей миссии в ней. Поскольку видение себя не в суете повседневной жизни, а в Системе  жизни Вселенной позволяет человеку увидеть ответственность за неё, как за выполняемую миссию- творчески расширять сознание, снижать уровень энтропии во Вселенной. В нашем обществе и  руководстве должна возродиться задача поддержания индивидуального достояния (Табл.1) как основы для личного достоинства. Оно на завершающем этапе помогает людям обрести мудрость Искусства жизни и передавать её следующим поколениям не как дымок «остывающего шлака», а как бесценный дар обществу от  уважаемой личности.
      Однако сами собой эти проблемы не решаются- требуется заинтересованное участие всего общества по гуманизации отношения к будущим и настоящим  пенсионерам. Чтобы вторая часть жизни российских  людей стала не доживанием, как остывание шлака, а творческим участием в решении текущих и перспективных задач на муниципальном и региональном уровнях.
       С этой целью предлагается разработать и применить  особый социальный проект[v], предназначенный  для постепенного формирования общественной потребности в реализации космической миссии человеческих поколений, в использовании опыта и мудрости пожилых людей, их стремления к  реализации неистраченного творческого потенциала на расширение сознания. Технический прогресс, наполнивший современное общение гаджетами, не должен препятствовать процессам социокультурного воспроизводства российской ментальности у молодежи. Гарантия этому- предлагаемый проект.


[1] Несчастная страна, где простая честность воспринимается в лучшем случае как героизм, в худшем – как
 психическое расстройство. В такой стране земля не родит хлеба! Горе тому народу, в котором иссякло чувство собственного достоинства. Дети его родятся нравственными уродами. Известный правозащитник Владимир Буковский пишет в своей книге: И возвращается ветер. М.: Биограф,-2007.
[2] Известно, что правительство упорно отказывается применить Программу развития, предложенную помощником президента, известным ученым-экономистом и академиком С.А. Глазевым, поскольку проект  предполагает введение ответственности за результат своей работы для главы ЦБ, министров и банкиров. Rambler.ru
[3] Культурно-историческое понимание развития человека различает две культуры: пользы и достоинства.  Асмолов А.Г. Психология личности. -М.: Мысль: Изд. Центр Академия.-2007. 
4.Например,выработанная российскими учеными и философами концепция  Коэволюции, как культуры совместного проживания с природой, дополняет наши возможности синергизма.См. Алексеевский В.С. Менеджмент и синергетика устойчивого развития социальных объектов. М.: МГТУ,2003.





[i] В новой теории биоцентризма ведущими выступают интересы не только живой природы, но вселенной в целом. Управляет всем человек, формируя мир и его гармонию силой мысли. Реальность-это процесс, требующий участия нашего сознания. WWW.Liveinternet.;HTTP.Holmtain.ru

[iii] Сущность жизни, имеющей в чем-то общее основание со звездами и галактиками, состоит в противодействии «напору» энтропии, в создании пусть и хрупкого, всегда временного равновесия неоднородных сложных систем. В этом смысле, труд человека, обеспечивающий негэнтропийную активность социумов, имеет некую глубинную космическую основу, роднящую его с активностью звезд. См. Шкуркин А.М. Адаптационная функция труда в синергетическом мировидении.-Хабаровск:ДВГУПС,2005.стр. 186.
[iv] Подтверждающей эту идю выступает также идея Панпсхизма, а также Космопсихизма.

У нас нет прямого доступа к природе материи вне мозга. Но самые разумные предположения, по словам Эддингтона, состоят в том, что природа материи вне мозга неразрывна с материей внутри мозга. Учитывая, что мы не имеем прямого представления о природе атомов, довольно «глупо», по мнению Эддингтона, заявлять, что природа атомов вовсе не содержит ментальности, а затем гадать, откуда же эта ментальность берется. В своей книге «Сознание и фундаментальная реальность» (2017) Филип Гофф, профессор философии Института Центральной Европы в Будапеште, разработал эти размышления в качестве расширенного аргумента панпсихизма: взгляда, согласно которому вся материя обладает сознательной природой. Космопсихисту не нужно думать о сознательной Вселенной с человеческими чертами сознания вроде мышления и рационализма. Нет, космическое сознание нужно рассматривать как «мешанину», лишенную интеллекта или суждения, считает Гофф. Также он допускает, что факт «тонкой настройки» может дать нам почву для мысли, что разумная жизнь Вселенной может быть чуточку ближе, чем считалось, к разумной жизни человеческого существа.
[v] Краткое содержание проекта «Старшее поколение» предлагается к обсуждению и доведения до осуществления с помощью возникающего сообщества людей достойных и не равнодушных. А потому могут возникнуть сообщества пожилых и творчески активных людей, для которых понадобятся клубы по интересам, акции местных властей, моральная и материальная поддержка людей состоятельных и умных политиков. Автор готов вступить в обсуждение и организацию такого Социального проекта на любом уровне.

  Для  справки:                                             Идеи панпсихизма
Холизм связывают с мистикой в его приверженности единому целому, являющемуся конечной реальностью. Но в его пользу говорят веские научные аргументы. Американский философ Джонатан Шаффер утверждает, что феномен квантовой запутанности является прекрасным доказательством холизма. Запутанные частицы ведут себя как целое, даже если разделены такими большими расстояниями, что между ними невоз-можно передать быстрый сигнал. По словам Шаффера, мы можем понять это только в том случае, если находимся во Вселенной, в которой сложные системы фундаментальнее, чем их части. И, если совместить холизм с панпсихизмом, мы получим космопсихизм: картину, в которой Вселенная сознательна, а сознание людей и  животных вытекает не из сознания фундаментальных частиц, а из сознания самой Вселенной.
Космопсихисту не нужно думать о сознательной Вселенной с человеческими чертами сознания вроде мышления и рационализма. Нет, космическое сознание нужно рассматривать как «мешанину», лишенную интеллекта или суждения, считает Гофф. Также он допускает, что факт «тонкой настройки» может дать нам почву для мысли, что разумная жизнь Вселенной может быть чуточку ближе, чем считалось, к разумной жизни человеческого существа.

Ваши отзывы и предложения можно направить по следующим видам связи:
Алексеевский Виктор Сергеевич, доктор экономических наук, профессор, академик Крымской межрегиональной Академии наук. +79105426054,           a-sinergi@mail.

Литература:

1.Асмолов А.Г. Психология личности. -М.: Мысль: Изд. Центр Академия.-2007. 
2.Буковский В. И возвращается ветер. М.: Биограф,-2007.
3.Глазьев С.Ю. Программа вывода российской экономики из стагнации и перехода на траекторию роста. Rambler.ru
4. Алексеевский В.С. Менеджмент и синергетика устойчивого развития социальных объектов. М.: МГТУ,2003.

4. Шкуркин А.М. Адаптационная функция труда в синергетическом мировидении.-Хабаровск:ДВГУПС,2005.стр. 186.
      5.WWW.Liveinternet.;HTTP.Holmtain.ru


Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...