В
соответствии со статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации и Законом
Калужской области «Об охране труда в Калужской области» на министерство труда,
занятости и кадровой политики области возложена задача государственного
управления охраной труда на территории области, которое включает:
  
  
  
  
  
обеспечение реализации на территории субъекта
Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и
федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разработку и утверждение территориальных целевых
программ улучшения условий и охраны труда и обеспечение контроля за их
выполнением;
организацию проведения на территории субъекта
Российской Федерации 
в установленном порядке обучения по охране труда работников, проверки знания ими требований охраны труда;
в установленном порядке обучения по охране труда работников, проверки знания ими требований охраны труда;
осуществление на территории субъекта Российской
Федерации 
в установленном порядке государственной экспертизы условий труда, организацию проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
в установленном порядке государственной экспертизы условий труда, организацию проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
организацию сбора и обработки информации о состоянии
условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на
территории субъекта Российской Федерации;
исполнение иных полномочий в сфере государственного
управления охраной труда, не отнесенных к полномочиям федеральных органов
исполнительной власти, 
в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Министерство
в пределах своих полномочий основное внимание уделяет развитию системы
предупредительных мероприятий по снижению профессиональных рисков, связанных с
вероятностью причинения вреда здоровью работникам в процессе трудовой
деятельности.
В
настоящее время реализуется долгосрочная целевая программа «Улучшение условий и
охраны труда в Калужской области» (2012 - 2015 годы)».
За
последние пять лет уровень смертельного производственного травматизма в расчете
на 1000 работающих снизился на 67 % (2008 год – 0,085 
(32 погибших), 2012 год – 0,04 (12 погибших). У нас наименьшее количество погибших среди регионов, входящих в Центральный федеральный округ. При этом общее количество пострадавших на производстве снизилось на 24 % (2008 год – 549 чел., 2012 год – 415 чел.).
(32 погибших), 2012 год – 0,04 (12 погибших). У нас наименьшее количество погибших среди регионов, входящих в Центральный федеральный округ. При этом общее количество пострадавших на производстве снизилось на 24 % (2008 год – 549 чел., 2012 год – 415 чел.).
В течение 2013 года общий уровень производственного
травматизма снизился на 16 %  (с 459
пострадавших в 2012 году до 384 пострадавших на 19 декабря 2013 года).
Наибольшее число работников пострадало в результате
неожиданного падения на ровном месте (пол, тротуар) либо на лестничных маршах
(в 2012 г. – 8 чел.,                               в 2013 г. – 14 чел.,), а также в результате падения с высоты – с
крыш зданий, приставных лестниц, строительных подмостей (в 2012 г.  –  6 чел., в 2013 г. – 16 чел.). 
Наиболее травмоопасными отраслями по-прежнему остаются предприятия
промышленного комплекса, строительные организации и организации ЖКХ.
 Как показывает анализ актов
расследования произошедших в текущем году несчастных случаев на производстве с
тяжелыми последствиями, травмирование  работников чаще всего происходит по их же неосторожности:
- применение неправильных, запрещенных приемов работы, противоречащих
требованиям охраны труда, хотя пострадавший знал о запрещении и возможных
последствиях; 
- неправильное хранение
заготовок, деталей (изделий), инструмента, приспособлений и т. п. на рабочем
месте; 
- невнимательность и
неосторожность работника, последствием которых стало случайное включение станка
(машины, приборов), неосторожное касание токоведущих частей электроустановок,
нагретых тел, агрессивных жидкостей и т. п.;
- падение  работника на ровном месте, а также при движении по лестничному маршу в быстром темпе или вдали от перил; 
- работа на станках (машинах,
оборудовании или с приборами, инструментом 
и т. п.) без разрешения мастера, бригадира или другого руководителя работ;
и т. п.) без разрешения мастера, бригадира или другого руководителя работ;
- неиспользование рабочим
спецодежды и других средств защиты (оградительных и предохранительных).
Все это происходит в результате отсутствия должного внимания 
к надлежащей организации работ и обеспечению безопасных условий труда
со стороны руководства организаций.
к надлежащей организации работ и обеспечению безопасных условий труда
со стороны руководства организаций.
Производственный травматизм в большинстве случаев
напрямую связан 
с неудовлетворительными условиями труда. По данным Калугастата количество работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, составляет порядка 24 %, причем статистика год из года ухудшается. Но это свидетельствует лишь о том, что улучшается качество выявляемости рабочих мест с неблагоприятными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. В Калужской области каждое 4 рабочее место аттестовано.
с неудовлетворительными условиями труда. По данным Калугастата количество работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, составляет порядка 24 %, причем статистика год из года ухудшается. Но это свидетельствует лишь о том, что улучшается качество выявляемости рабочих мест с неблагоприятными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. В Калужской области каждое 4 рабочее место аттестовано.
Министерство осуществляет государственную
экспертизу качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и
экспертизу правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу
и работу с вредными или опасными условиями труда. В 2012 году экспертизу прошло
почти 8 тысяч рабочих мест, за 11 месяцев 2013 года – около 6,5 тысяч, что
позволило улучшить условия труда полутора тысячам работников. 
За последние пять лет в 2,3 раза
увеличилось число обращений работодателей в министерство за осуществлением  государственной экспертизы условий труда со
102 в 2008 году до 238 в 2012 году. За 11 месяцев 2013 года было 182 таких
обращения.
В рамках
системы государственного управления охраной труда работает Межведомственная
комиссия по охране труда Калужской области. За 2012-2013 годы, например,
комиссией рассмотрены такие вопросы как:
- о
состоянии производственного травматизма в организациях Калужской области и
принимаемых мерах по его снижению; заслушаны ООО «Фольксваген Груп Рус»,
Управление Федеральной почтовой связи Калужской области-филиал ФГУП «Почта
России» и  ОАО «Калужский двигатель»;
- о
состоянии профессиональной заболеваемости в организациях Калужской области и
принимаемых мерах по ее профилактике; заслушаны 
Калужский филиал ООО «Авиапредприятие «Газпромавиа» и ОАО «Калужский
электромеханический завод»;
- о
смертности на производстве в связи с общими заболеваниями 
в организациях Калужской области и принимаемых мерах по ее профилактике;
в организациях Калужской области и принимаемых мерах по ее профилактике;
-  об анализе причин роста числа несчастных
случаев на производстве с тяжелыми последствиями в организациях Калужской
области; заслушаны ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод» и ОАО
«Обнинское научно-производственное предприятие «Технология»;
- о
реализации в организациях Калужской области требований законодательства о труде
и охране труда работников в возрасте до 18 лет.
На
заседаниях Межведомственной комиссии по охране труда Калужской области
заслушиваются работодатели, допустившие наибольшее число несчастных случаев на
производстве. 
В Калужской
области действуют постановление Правительства Калужской области «Об организации
проведения регионального этапа всероссийского конкурса «Российская организация
высокой социальной эффективности» в Калужской области», постановления
Губернатора Калужской области «Об областном конкурсе на присвоение
работодателям звания высокой социальной ответственности», 
«Об областном смотре-конкурсе на лучшую организацию по созданию безопасных условий труда», «О проведении месячника безопасности труда в организациях Калужской области», «О проведении в Калужской области Праздника труда». Месячник безопасности труда в организациях Калужской области проводится ежегодно с 1 по 30 апреля, начиная с 2010 года, и посвящен Всемирному дню охраны труда.
«Об областном смотре-конкурсе на лучшую организацию по созданию безопасных условий труда», «О проведении месячника безопасности труда в организациях Калужской области», «О проведении в Калужской области Праздника труда». Месячник безопасности труда в организациях Калужской области проводится ежегодно с 1 по 30 апреля, начиная с 2010 года, и посвящен Всемирному дню охраны труда.
В целях
государственного управления охраной труда министерство осуществляет
методическое руководство процессами обучения охране труда. 
В 2011 году обучение и проверку знаний требований охраны труда прошли 4405 работников (руководителей и специалистов), в 2012 году – 6548, в 2013 эта цифра планируется не ниже предыдущего года.
В 2011 году обучение и проверку знаний требований охраны труда прошли 4405 работников (руководителей и специалистов), в 2012 году – 6548, в 2013 эта цифра планируется не ниже предыдущего года.
По
вопросам  предоставления компенсаций за
работу во вредных 
и (или) опасных условиях труда, включая дополнительный оплачиваемый отпуск, бесплатную выдачу молока, доплату к тарифной ставке, льготного пенсионного обеспечения и т.п. в текущем году в министерство обратилось за консультацией более 70 человек. Обращения граждан поступают в министерство непосредственно
от заявителей (лично в устной и письменной формах) либо через интернет-портал органов исполнительной власти Калужской области и интернет-приемную министерства, а также по организованному в министерстве телефону «горячей линии». Проводится информационная работа по этим направлениям.
и (или) опасных условиях труда, включая дополнительный оплачиваемый отпуск, бесплатную выдачу молока, доплату к тарифной ставке, льготного пенсионного обеспечения и т.п. в текущем году в министерство обратилось за консультацией более 70 человек. Обращения граждан поступают в министерство непосредственно
от заявителей (лично в устной и письменной формах) либо через интернет-портал органов исполнительной власти Калужской области и интернет-приемную министерства, а также по организованному в министерстве телефону «горячей линии». Проводится информационная работа по этим направлениям.
В условиях острой демографической
ситуации в России медленно снижается уровень производственного травматизма,
особенно со смертельным исходом. Конституционные гарантии прав человека на труд
в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, не соответствуют
реальным возможностям граждан по их реализации.
Это связано с тем, что
большинство работодателей, особенно предприятий среднего и малого бизнеса все
еще занимают пассивную позицию, допускают нарушения законодательства в сфере
охраны труда, зачастую объясняя 
это следствием сложного экономического положения данных предприятий.
это следствием сложного экономического положения данных предприятий.
С другой стороны, в результате
административной реформы резко сокращена численность   отделов 
 по    труду
  в  
органах  исполнительной  власти  субъектов
 Российской
Федерации. Произошли существенные изменения в полномочиях федеральных органов
исполнительной власти в области охраны труда. Обеспечение безопасных условий и
охраны труда целиком возложено на работодателя (ст. 212 ТК РФ). 
В то же время ни Федеральный закон
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации», ни Трудовой кодекс Российской Федерации не содержат
положений, предусматривающих непосредственное участие органов местного
самоуправления  в управлении охраной
труда на подведомственных территориях.
Предлагаем:
1. Обратиться в Правительство
Российской Федерации с законопредложением:
- по введению понятия
«Муниципальное управление охраной труда» (перечень полномочий органов местного
самоуправления по профилактике производственного травматизма и профессиональных
заболеваний) в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 6 октября 2003 года №
131-ФЗ  «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации»;
- по отнесению в Федеральном законе
от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ  
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «муниципального управления охраной труда» к вопросам местного значения;
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «муниципального управления охраной труда» к вопросам местного значения;
- по закреплению в Трудовом
кодексе Российской Федерации за работодателем обязанности по обеспечению
беспрепятственного допуска должностных лиц органов местного самоуправления в области
охраны труда в целях проведения изучения условий и охраны труда и расследования
несчастных случаев на производстве 
и профессиональных заболеваний;
и профессиональных заболеваний;
2. Министерству труда, занятости
и кадровой политики Калужской области разработать показатели деятельности
администраций городских округов 
и муниципальных районов по вопросам профилактики производственного травматизма и методику их расчета для ежеквартальной оценки работы
по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда. Рейтинг муниципальных районов и городских округов Калужской области
по выведенной оценке публиковать в средствах массовой информации, на интернет-сайте министерства.
и муниципальных районов по вопросам профилактики производственного травматизма и методику их расчета для ежеквартальной оценки работы
по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда. Рейтинг муниципальных районов и городских округов Калужской области
по выведенной оценке публиковать в средствах массовой информации, на интернет-сайте министерства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий